Перейти к содержанию
Филателия - форум филателистов. Филфорум.


Обзор марок классики по теме «мосты».


Рекомендуемые сообщения

Недавно на форуме был поднят вопрос о формировании тематических коллекций на основе или при участии «классики»: можно или нужно включать эти марки в свои собрания? Но для меня вопрос прозвучал так: насколько информативны марки классического периода для моей темы «Мосты».

Само понятие «Классический период», применительно к тематике, я ограничиваю концом первой мировой. Это связано, во-первых, с тем, что до 1900 года для тематиков уж слишком мало поле деятельности, по моей теме всего три марки. А, во-вторых, жизнь во всех своих проявлениях изменилась после войны, когда рухнули империи, появились новые государства, идеи и настроения.

В это же время на марках появляются и первые плоды индустриальной революции.

Теперь, собственно к маркам. Первыми в теме отметились колонии, к тому моменту бывшие и настоящие.

Итак, №1. «независимое государство» Конго (Бельгийское Конго), (слева №17,1894 год), железнодорожный мост через реку Мпозо (левый приток Конго), элегантная ферма с арочным верхним поясом в нескольких километрах к востоку от города Матади, на трассе Киншаса-Матади. Бельгия, имея в распоряжении небольшую линию Африканского побережья, упорно рвалась вглубь Африки, взгляните на карту Конго. Из за огромного количества жертв при строительстве железных дорог конголезцы до сих пор пытаются привлечь Бельгию к ответу за геноцид местного населения. Мост, тем не менее, существует и дорога эксплуатируется, как и все построенное бельгийцами, до сих пор.

Фотографии моста не нашлось, но, судя по состоянию порта (кстати, его можно увидеть на марке из этой же серии) куда ведет эта трасса, все в плачевном виде. Позже этот же сюжет воспроизводился на марках уже бельгийской колонии Конго (справа, №38, 1918 год) (обратите внимание на островки посреди реки на фото со спутника и отдайте должное скрупулезности художника).

 

№2. Перу, 1897, Мх. №112, подвесной мост

в деревне Паукартамбо (это в 45 километрах к северо-востоку от Куско). Вероятнее всего, что этот мост не сохранился, так как там сейчас проходит автомобильная дорога, ведущая от Куско через Анды в сельву.

На первом фото каменный мост через приток Паукартамбо в деревне, но он к делу не относится, а вот под ним пешеходный мост из соседней деревушки Пилкопата, вероятно такой же был и в Паукартамбо.

Традиции строительства подвесных мостов в Перу очень древние, чего стоит ежегодное замена горных мостов кешвачака, сплетенных из местной травы и связывающих отдаленные поселки в горах с внешним миром.

post-5703-1295464843.jpg

post-5703-1295464870.jpg

post-5703-1295464910.jpg

post-5703-1295465134.jpg

post-5703-1295465486.jpg

Изменено пользователем Ильич
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Фото моста из Пилкопаты не влезло в предидущий блок.

№3. самая дорогая и сложная позиция из всей классики, США, 1898 год, серия «Выставка в Омахе: «замиссисипье»», Мх. № 125, 2$, мост через Миссисипи в Сент-Луисе.

Мост построен талантливым американским инженером Джеймсом Идсом в 1874 году и был в свое время лидером по сложности консольно-балочной конструкции, по размерам конструкции и примененным при строительстве опор кессонам. Английские инженеры Джон Фоулер и Бенджамин Бэйкер при строительстве в 1882?1890 гг. моста через Фёрт-оф-Форт воспользовались наработанными Идсом методиками. Этот мост, кстати, можно увидеть на заднем плане марки Великобритании 1964 года. Рядом с мостом на правом, западном берегу Миссисиппи в наши дни построена монументальная арка «Ворота на Запад», как и сам мост, символ освоения просторов Америки.

post-5703-1295466037.jpg

post-5703-1295466513_thumb.jpg

post-5703-1295467230.jpg

Изменено пользователем Ильич
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

№4. США, 1901 год, Мх. №135, мост через Ниагарский водопад.

Первый арочный мост через Ниагару построен Леффертом Баком в 1886 году. На марке арочный мост 1897 года постройки ? Мост стремительных водоворотов, воплощение таланта и мощи американской промышленности. На фото мост стремительных водоворотов, за ним виден железнодорожный мост Лефферта Бака.

Хорошо заметны следы серьезной реконструкции моста. Проезжая часть, ранее состоящая из береговых пролетов в виде «эпюрных» арок и легкого верхнего пояса над силовой аркой, сейчас выполнена в виде единой неразрезной фермы. Вертикальные стойки и горизонтальные связи усилены раскосами. Все это следствие многократно увеличившихся нагрузок за 100 лет существования моста.

post-5703-1295467451.jpg

post-5703-1295467741.jpg

Изменено пользователем Ильич
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

№5. Босния и Герцеговина, 1906 год, серия из 16 марок, три марки с мостами (№30,32 и 35, практически первая мостовая серия), с надпечатками использовались в 1914,1915 и 1918 годах.

1910 год ? те же рисунки, серия к юбилею императора Франца Иосифа l (№46,48,51), с добавлением юбилейных дат «1830-1910».

1912 год ? еще одна мостовая серия, из трех марок две с мостами (61-63).

№30 и 35 - мост в Мостаре. Знаменитый турецкий Старый Мост построен в 1566 году, за 9 лет Мимаром Хайрутдином, учеником турецкого архитектора Синана (построил не менее знаменитый «Мост визиря» в Вышеграде) по приказу султана Сулеймана Великолепного. Стал известным из-за своей смелой белоснежной арки головокружительной высоты, поднятой на 22 метра. В 1566 году, когда мост был построен, он являлся самой большой аркой из натурального камня того времени.

В 1993 года в ходе боев за город Старый мост был расстрелян из танков боснийскими хорватами (причем не рухнул даже после того как было перебито замковое сечение). Такую же участь разделили многие другие мосты Боснии, современные и старинные. Берега Неретвы, Дравы и других рек региона до сих пор завалены обломками мостов, взорванных во время этнических конфликтов 90-х годов.

В 2004 году мост был восстановлен с помощью многочисленных благотоворительных и культурных организаций. ЮНЕСКО внес памятник в список мировых культурных ценностей. Много раз появлялся на марках Боснии, Югославии, Хорватии. В инженерном и архитектурном плане мостарский мост был самым большим и ярким мостом с полуциркульной аркой свода, из построенных турками и при турецком участии. Причем из за огромных размеров и неустойчивых грунтов основания архитектор придал арке небольшую стрельчатость в замковом сечении, что бы уменьшить боковой распор. Аналогичные каменные мосты меньших размеров обычно имеют правильные циркульные очертания сводов (похожий мост неожиданно нашелся и в Паукартамбо - см. выше).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

post-5703-1295468280.jpg

post-5703-1295468311.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

№32. В 10 километрах к северо-востоку от Мостара находится еще один мост через Неретву.

Вид на это мост украшен величественной вершиной Преньи.

post-5703-1295468575.jpg

Изменено пользователем Ильич
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1912 год, Мх. №62. Мост в Конице через Неретву был так же разрушен в ходе гражданской войны в Боснии и впоследствии восстановлен. На фото справа мост в процессе восстановления.

post-5703-1295468733.jpg

post-5703-1295468899.jpg

post-5703-1295468973.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

№63. Мост через Дрину в Вишеграде: Вишеградский мост, или мост Мехмеда-паши, ? 11-пролётный каменный мост длиной 180 метров, перекинутый через реку Дрину в боснийском городе Вишеграде. Представляет собой значительный памятник средневекового турецкого инженерного искусства. Принято считать, что мост был выстроен в 1577 г. по проекту самого Синана, а заказчиком выступил уроженец этих краев, Мехмед-паша Соколович.

Сина́н (1489- 1588) ? самый знаменитый из турецких архитекторов и инженеров османского периода. Синан зарекомендовал себя способным инженером и хорошим архитектором. В 1537 году в составе султанского военного корпуса участвовал в походе в Молдавию, во время которого привлёк внимание султана Сулеймана Великолепного, построив мост через Прут за несколько дней.[15]

В 1539 году Синан был назначен главным придворным архитектором города Стамбул. В его обязанности входил контроль за строительством по всей Османской империи, включая руководство по общественному строительству (дорог, мостов, водопроводов). За долгие 50 лет пребывания на должности Синан создал мощное строительное ведомство и центр архитекторов, в котором обучались будущие инженеры.

post-5703-1295469142.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

№6. Французская Западная Африка. К моменту окончательного оформления территориальной структуры в 1904 году объединяла шесть провинций: Сенегал, Гвинея, Берег Слоновой Кости и суданские территории ( Верхний Сенегал-Нигер), в 1899 к ФЗА была добавлена Дагомея, в 1904 ? Мавритания. В 1906 году была выпущена общая для всех провинций марка с портретом генерала Луи Файдхерба, энергичного генерал-губернатора, огнем и мечем спаявшего разноплеменные провинции в управляемый конгломерат, и мостом его имени на заднем плане. Отличия были только в номиналах и названиях провинций в специальном поле. Как не странно, эти французские марки не отличаются художественными достоинствами, а вот мост заслуживает внимания, будучи построен при участии Эйфеля и имея оригинальную конструкцию разводного пролета (такую же мы можем видеть на марке Украины 2004 года, единственный аналог на территории СССР). Мост перекрывает реку Сенегал прямо при впадении ее в Атлантический океан в городе Сент-Луисе (интересное совпадение, см. поз. №3, США). Мост Файдхерба появлялся так же на марках Мали и Сенегала.

post-5703-1295469293_thumb.jpg

post-5703-1295469482.jpg

Изменено пользователем Ильич
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

№7. Тунис: 1906 год, Мх. №37-40, руины древнеримского акведука (смело причисляю акведуки к мостоподобным сооружениям), как и все в колониях, в очень плохом состоянии.

 

post-5703-1295469561_thumb.jpg

post-5703-1295469569_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

удалено,

офтоп

то, что я показал - это не классика, а мосты нашей России.

Изменено пользователем Faunist
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

№8. Болгария:1911 год, Мх. №80

(с надпечаткой об окончании балканских войн в 1913 году №95, этот же рисунок повторялся до 1923 года). Стандартный выпуск проникнутый патриотическим духом, так сказать - поиски корней, обретение третьего Болгарского царства.

Древняя столица Болгарии - Велико-Тырново. Мост через извилистую Янтру, правый приток Дуная, слева комплекс укреплений и храмов на горе Царевец. За мостом видна «башня Балдуина Фландрского». Последнему, возвращавшемуся из крестового похода, по легенде, пришлось посидеть в ней, пока за него внесут выкуп болгарскому царю. В 1915 году в Болгарии была подготовлена к выпуску серия марок «Оккупация Македонии», среди них была марка с изображением Вардарского моста в Скопье. Но так как марки попали в обращение только в 1921 году, про них только упоминаю.

 

 

 

post-5703-1295469998.jpg

post-5703-1295470097_thumb.jpg

post-5703-1295470246.jpg

Изменено пользователем Ильич
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

№9. Бельгия: 1915 год, Мх. №122, ( с надпечаткой красного креста в 1918, №137) мост в Динане (в двух километрах к югу есть населенный пункт Матади, см поз. 1). Старого моста со стальными арочными фермами уже нет, на том же месте построен элегантный двухпролетный мост из железобетона, а церковь, цитадель и даже жилые дома все на своих местах. Красота? (Похожая конструкция моста в центре Твери, наши дни)

 

post-5703-1295470537.jpg

post-5703-1295470688.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

№10 Французское Джибути: 1915 год (с разными надпечатками выходили до 1942, на коллаже марка 1927 года), балочный железнодорожный мост на металлических опорах через реку в Холо-Холо. Сейчас это, по меркам восточной Африки, солидный населенный пункт со станцией, аэродромом, колледжем и автомобильной дорогой и, самое главное, с водой, в общем - жуткая дыра.

Этот обзор хочется закончить следующим наблюдением: ни одного условного изображения, символа, «характерного силуэта» на этих марках нет. Все изображения документально точны, художественно выверены и несут максимум достоверной информации. Для большинства сюжетов художники выбирали настолько выверенные ракурсы, что не составляет труда найти современную фотографию, сделанную с той же точки, что и сто лет назад.

И последнее: все марки на синем фоне мои личные, а вот остальные, не обессудьте, взяты из Интернета.

post-5703-1295470853.jpg

Изменено пользователем Ильич
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

удалено,

офтоп

то, что я показал - это не классика, а мосты нашей России.

Уважаемый Фаунист, то что вы показали это действительно не классика, но это то, что при первом просмотре, еще давно -пол года назад, что подвигло меня посерьезне отнестись к оформлению и осмыслению своей коллекции, ну и вот... что выросло, то выросло.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...