Перейти к содержанию
Филателия - форум филателистов. Филфорум.


Большой Москворецкий мост


Рекомендуемые сообщения

Большой Москворецкий мост

http://s45.radikal.ru/i107/1204/65/01f4b331c275.jpg

Ставший привычным продолжением Красной площади и Васильевского спуска, главная деталь всех открыточных видов Кремля и храма Василия Блаженного Большой Москворецкий мост появился в своем нынешнем виде в 1938 году, а вот до этого... http://s58.radikal.ru/i162/1204/3e/6fd4b09efb99.jpg

 

 

 

Долгое время в Москве не строилось постоянных мостов, и дело было вовсе не в отсутствии навыков, подходящих стройматериалов или необходимости: постоянная опасность военных нападений татар, которые приходили с юга со стороны Замоскворечья, где сама река долгое время служила естественной преградой, не давали возможности навести постоянную переправу. Да и вообще в России в то время постоянных мостов в нашем понимании практически не было.

Описание путешествий Зиги Герберштейна в Московию, которые он совершил в начале 16 века больше похоже на фильм-катастрофу и одна из причин тому -- переправы через зимние реки и болота (надо заметить: он, как цесарский посланник, путешествовал при активном содействии местных властей и населения). Какова была судьба пришельцев, которым это население противодействовало, мы знаем. http://s61.radikal.ru/i171/1204/e2/5e7b224958a9.jpgПутешествия же тогда совершали по большей части зимой, так как переправляться через многочисленные крупные реки летом оказывалось еще сложнее.

Через Москву-реку было несколько бродов, один из них ? Крымский, названный так из за степных налетчиков с одноименного курорта. Вот такой вид Крымского брода с видом на Большой Каменный мост мы видим на картине Саврасова.

http://s019.radikal.ru/i607/1204/e3/57f9b2360eee.jpg

 

http://s019.radikal.ru/i626/1204/67/efd636bcce14.jpg

Поэтому первые мосты на Москве реке долгое время делались наплавными и устраивались в низменных местах, что бы быстро убрать их при опасности нападения, ледохода и для пропуска судов. Вот такой «живой мост» из связанных бревен в виде плота существовал с 1498 года, он находился напротив Водяных ворот Китай-города на пути, соединявшем Тверскую дорогу с Серпуховской и вел на юг.

«На реке Москве несколько мостов, большая часть которых утверждена на деревянных сваях. Мост вблизи Кремля, насупротив ворот второй городской стены, возбуждает большое удивление: он ровный, сделан из больших деревянных брусьев, пригнанных один к другому и связанных толстыми веревками из липовой коры, концы коих прикреплены к башням и к противоположному берегу реки. Когда вода прибывает, мост поднимается, потому что держится не на столбах, а состоит из досок, лежащих на воде, а когда вода убывает, опускается и мост. Когда подъезжает судно с припасами для дворца из областей Казанской и Астраханской, с Волги, из Нижнего, из Коломны и тех областей, через которые протекает эта река, ибо она течет по направлению к ним, когда подходят на судне к мостам, утвержденным на сваях, то снижают его мачту и проводят судно под одним из пролетов; когда же подходят к упомянутому мосту, то одну из связанных частей его освобождают от веревок и отводят ее с пути судна, а когда оно пройдет к стороне Кремля, снова приводят ту часть моста на ее место. Здесь всегда стоит множество судов, которые привозят в Москву всякого рода припасы.

На этом мосту есть лавки, где происходит бойкая торговля; на нем большое движение; мы постоянно ходим туда на прогулку. По этому мосту идет путь в Калугу, Путивль, а так же в Смоленск и в страну ляхов; по нему беспрерывно движутся взад и вперед войска.», -- вот такое образное описание дал путешественник Павел Алеппский, посетивший Россию уже при Алексее Михайловиче. Кроме Москворецкого «живые» мосты, причаленные к берегам, наводились в других местах Москвы-реки: на месте Новоспасского моста, Крымского и Дорогомиловского. Таким этот мост в царствование Петра застал голландский гравер Питер Пикар, на его гравюре изображено сразу два главных московских моста: Каменный и Москворецкий (справа) http://s54.radikal.ru/i146/1204/62/372d09b4d21a.jpg

 

 

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 1789 был построен, наконец, постоянный деревянный свайный мост.

А в 1829-1833 гг. инженер Петр Яковлевич де Витте провел реконструкцию обоих Москворецких мостов: Большого через Москву-реку и Малого через Водоотводный канал. Для Большого моста он возвел каменные быки, на которые опирались деревянные арочные пролеты по 28 метров. Тогда в Москве уже были построены каменные набережные: Москворецкая, Софийская, Кремлевская, Раушская. Стенки набережных были облицованы татаровским камнем и венчались карнизом в виде вала, наверху были решетки с каменными тумбами. С набережной к реке вели сходы и спуски для лошадей и повозок. Чтобы не стеснять русла, их сделали заглубленными в тело набережных.

http://s019.radikal.ru/i622/1204/99/b343ad730cae.jpg

Именно этот вид мы видим на картине Луи Бушебуа, написанной в середине 19 века.

 

http://s019.radikal.ru/i613/1204/65/8037b94994ff.jpg

В 1870 деревянные арки сгорели, а в 1872 ? инженером В.К.Шпейром установлены металлические пролеты.

Они и попали на картину Коровина «Москворецкий мост», который написал ее судя по всему из окна нынешней гостиницы «Балчуг», http://i027.radikal.ru/1204/a3/37cde6627331.jpg

 

http://s019.radikal.ru/i623/1204/a0/f772da64c44e.jpg

 

писал Кремль и Москворецкий мост и Архип Куинджи, на открытке его картина «Москва. Вид на Кремль со стороны Замоскворечья»

http://s019.radikal.ru/i620/1204/c3/a6b432c15bec.jpg

 

На картинах и открытках начала 20 века,

http://s019.radikal.ru/i621/1204/8f/5c79f563c3fe.jpg

 

мы видим множество зданий на левом берегу реки, а вот на марке 1959 года возле Спасской башни можно увидеть подходы к мосту и знаменитый Васильевский спуск, уже пустой, освобожденный от всех построек специально для возможности проведения парадов и демонстраций.

Именно на нем 27 мая 1987 году на крохотной Сессне новоявленным голубем мира приземлился Матиас Руст, никто при этом не пострадал, если не считать всего руководства ПВО СССР.

http://s019.radikal.ru/i611/1204/e7/51619018fb50.jpg

 

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Современный железобетонный мост, перекинувшийся через Москву-реку единственным пролетом, построен в 1938 инженером В. С. Кирилловым и архитектором А. В. Щусевым (автором мавзолея)

 

http://s019.radikal.ru/i609/1204/74/7ccd1fe843bf.jpg

 

в ходе масштабной реконструкции Москвы. И на Большом Москворецком, как и на Большом Каменном, учитывая их исключительное с архитектурно-видовой точки зрения положение, были созданы панорамные площадки с видом на Кремль, реку и набережные. И сами мосты оказались важнейшими зрительными доминантами, неоднократно попав на почтовые марки.

 

http://s019.radikal.ru/i609/1204/53/cd5dc25d1281.jpg

 

http://s019.radikal.ru/i601/1204/ed/45b97885a393.jpg

 

http://s017.radikal.ru/i436/1204/b4/6205217494cb.jpg

 

http://s019.radikal.ru/i608/1204/61/b92a840be2ef.jpg

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...