Ильич Опубликовано 29 апреля, 2012 Поделиться Опубликовано 29 апреля, 2012 Большой Москворецкий мост http://s45.radikal.ru/i107/1204/65/01f4b331c275.jpg Ставший привычным продолжением Красной площади и Васильевского спуска, главная деталь всех открыточных видов Кремля и храма Василия Блаженного Большой Москворецкий мост появился в своем нынешнем виде в 1938 году, а вот до этого... http://s58.radikal.ru/i162/1204/3e/6fd4b09efb99.jpg Долгое время в Москве не строилось постоянных мостов, и дело было вовсе не в отсутствии навыков, подходящих стройматериалов или необходимости: постоянная опасность военных нападений татар, которые приходили с юга со стороны Замоскворечья, где сама река долгое время служила естественной преградой, не давали возможности навести постоянную переправу. Да и вообще в России в то время постоянных мостов в нашем понимании практически не было. Описание путешествий Зиги Герберштейна в Московию, которые он совершил в начале 16 века больше похоже на фильм-катастрофу и одна из причин тому -- переправы через зимние реки и болота (надо заметить: он, как цесарский посланник, путешествовал при активном содействии местных властей и населения). Какова была судьба пришельцев, которым это население противодействовало, мы знаем. http://s61.radikal.ru/i171/1204/e2/5e7b224958a9.jpgПутешествия же тогда совершали по большей части зимой, так как переправляться через многочисленные крупные реки летом оказывалось еще сложнее. Через Москву-реку было несколько бродов, один из них ? Крымский, названный так из за степных налетчиков с одноименного курорта. Вот такой вид Крымского брода с видом на Большой Каменный мост мы видим на картине Саврасова. http://s019.radikal.ru/i607/1204/e3/57f9b2360eee.jpg http://s019.radikal.ru/i626/1204/67/efd636bcce14.jpg Поэтому первые мосты на Москве реке долгое время делались наплавными и устраивались в низменных местах, что бы быстро убрать их при опасности нападения, ледохода и для пропуска судов. Вот такой «живой мост» из связанных бревен в виде плота существовал с 1498 года, он находился напротив Водяных ворот Китай-города на пути, соединявшем Тверскую дорогу с Серпуховской и вел на юг. «На реке Москве несколько мостов, большая часть которых утверждена на деревянных сваях. Мост вблизи Кремля, насупротив ворот второй городской стены, возбуждает большое удивление: он ровный, сделан из больших деревянных брусьев, пригнанных один к другому и связанных толстыми веревками из липовой коры, концы коих прикреплены к башням и к противоположному берегу реки. Когда вода прибывает, мост поднимается, потому что держится не на столбах, а состоит из досок, лежащих на воде, а когда вода убывает, опускается и мост. Когда подъезжает судно с припасами для дворца из областей Казанской и Астраханской, с Волги, из Нижнего, из Коломны и тех областей, через которые протекает эта река, ибо она течет по направлению к ним, когда подходят на судне к мостам, утвержденным на сваях, то снижают его мачту и проводят судно под одним из пролетов; когда же подходят к упомянутому мосту, то одну из связанных частей его освобождают от веревок и отводят ее с пути судна, а когда оно пройдет к стороне Кремля, снова приводят ту часть моста на ее место. Здесь всегда стоит множество судов, которые привозят в Москву всякого рода припасы. На этом мосту есть лавки, где происходит бойкая торговля; на нем большое движение; мы постоянно ходим туда на прогулку. По этому мосту идет путь в Калугу, Путивль, а так же в Смоленск и в страну ляхов; по нему беспрерывно движутся взад и вперед войска.», -- вот такое образное описание дал путешественник Павел Алеппский, посетивший Россию уже при Алексее Михайловиче. Кроме Москворецкого «живые» мосты, причаленные к берегам, наводились в других местах Москвы-реки: на месте Новоспасского моста, Крымского и Дорогомиловского. Таким этот мост в царствование Петра застал голландский гравер Питер Пикар, на его гравюре изображено сразу два главных московских моста: Каменный и Москворецкий (справа) http://s54.radikal.ru/i146/1204/62/372d09b4d21a.jpg Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ильич Опубликовано 29 апреля, 2012 Автор Поделиться Опубликовано 29 апреля, 2012 В 1789 был построен, наконец, постоянный деревянный свайный мост. А в 1829-1833 гг. инженер Петр Яковлевич де Витте провел реконструкцию обоих Москворецких мостов: Большого через Москву-реку и Малого через Водоотводный канал. Для Большого моста он возвел каменные быки, на которые опирались деревянные арочные пролеты по 28 метров. Тогда в Москве уже были построены каменные набережные: Москворецкая, Софийская, Кремлевская, Раушская. Стенки набережных были облицованы татаровским камнем и венчались карнизом в виде вала, наверху были решетки с каменными тумбами. С набережной к реке вели сходы и спуски для лошадей и повозок. Чтобы не стеснять русла, их сделали заглубленными в тело набережных. http://s019.radikal.ru/i622/1204/99/b343ad730cae.jpg Именно этот вид мы видим на картине Луи Бушебуа, написанной в середине 19 века. http://s019.radikal.ru/i613/1204/65/8037b94994ff.jpg В 1870 деревянные арки сгорели, а в 1872 ? инженером В.К.Шпейром установлены металлические пролеты. Они и попали на картину Коровина «Москворецкий мост», который написал ее судя по всему из окна нынешней гостиницы «Балчуг», http://i027.radikal.ru/1204/a3/37cde6627331.jpg http://s019.radikal.ru/i623/1204/a0/f772da64c44e.jpg писал Кремль и Москворецкий мост и Архип Куинджи, на открытке его картина «Москва. Вид на Кремль со стороны Замоскворечья» http://s019.radikal.ru/i620/1204/c3/a6b432c15bec.jpg На картинах и открытках начала 20 века, http://s019.radikal.ru/i621/1204/8f/5c79f563c3fe.jpg мы видим множество зданий на левом берегу реки, а вот на марке 1959 года возле Спасской башни можно увидеть подходы к мосту и знаменитый Васильевский спуск, уже пустой, освобожденный от всех построек специально для возможности проведения парадов и демонстраций. Именно на нем 27 мая 1987 году на крохотной Сессне новоявленным голубем мира приземлился Матиас Руст, никто при этом не пострадал, если не считать всего руководства ПВО СССР. http://s019.radikal.ru/i611/1204/e7/51619018fb50.jpg Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ильич Опубликовано 29 апреля, 2012 Автор Поделиться Опубликовано 29 апреля, 2012 Современный железобетонный мост, перекинувшийся через Москву-реку единственным пролетом, построен в 1938 инженером В. С. Кирилловым и архитектором А. В. Щусевым (автором мавзолея) http://s019.radikal.ru/i609/1204/74/7ccd1fe843bf.jpg в ходе масштабной реконструкции Москвы. И на Большом Москворецком, как и на Большом Каменном, учитывая их исключительное с архитектурно-видовой точки зрения положение, были созданы панорамные площадки с видом на Кремль, реку и набережные. И сами мосты оказались важнейшими зрительными доминантами, неоднократно попав на почтовые марки. http://s019.radikal.ru/i609/1204/53/cd5dc25d1281.jpg http://s019.radikal.ru/i601/1204/ed/45b97885a393.jpg http://s017.radikal.ru/i436/1204/b4/6205217494cb.jpg http://s019.radikal.ru/i608/1204/61/b92a840be2ef.jpg Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
E. MIKELSON Опубликовано 29 апреля, 2012 Поделиться Опубликовано 29 апреля, 2012 Красиво иллюстрирован. Легко читается. Спасибо. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Рекомендуемые сообщения
Присоединяйтесь к обсуждению
Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.