ИконниК Опубликовано 9 января, 2013 Поделиться Опубликовано 9 января, 2013 (изменено) Язычество Яйцо присутствовало и играло особую роль в культуре и мифологии многих древних народов: египтяне, персы, этруски, кельты, индусы, полинезийцы ? у всех у них были мифы или обычаи, связанные с яйцом. Традиция красить яйца уходит корнями в древность, к временам языческих верований, согласно которым яйцо было символом жизни, ее источником и началом, а окрашенное в красный цвет - символом солнца, пробуждающим жизнь весной после зимы. У древних славян крашеное яйцо было культовым, магическим предметом, одним из атрибутов праздника весеннего равноденствия, оберегом, который сопровождал человека всю его жизнь. Различают несколько видов окрашенных яиц: Крашенки ? варенные куриные яйца, окрашенные в один цвет, которое употребляют в пищу. Дряпанки ? окрашенные в темный цвет яйца, рисунок на которых выцарапан. Крапанки ? яйца разрисованные цветными точками. Мотанки ? яйца, украшенные приклеенными разноцветными нитками и лентами. Писанки ? расписанные вручную, по особой технике, живые (не варенные) куриные или гусиные яйца. Никогда не употребляются в пищу, так как несут в себе символический зародыш жизни. Самый древний из всех видов. Традиция писанки принадлежит славянам и связана с магией плодородия. Наши предки верили, что писанка имеет магическую силу ? приносит добро, счастья, удачу, достаток. Как оберег защищает от зависти, разлуки, болезни и голода. В их представлении, сила писанки заключалась в соединении трех компонентов ? воды, огня и воска. Писанку нельзя было: - продавать; - дарить людям, ведущим кочевой образ жизни; - дарить людям, с которыми не хотели иметь родства; - неаккуратно расписывать (подаренное яйцо, в таком случае, считалось оскорблением); - использовать для поминовения мертвых. В одной легенде говорится, что от количества окрашенных яиц зависит судьба Мира на будущий год. Принимались за работу над писанками тогда, когда рушился лед на реках и просыпались пчелы ? приходило тепло. Изготовление же продолжалось всю весну, что бы потом пользоваться ими весь год. Использовали писанку по-разному: для ритуалов (общения с мертвыми), для исцеления («выкачать яйцом»), как талисман на урожай, достаток, удачу или оберег от сглаза, стихий, несчастий. Лучшие 4 писанки закапывали по 4 углам поля перед первой вспашкой. Скорлупки добавляли в корм домашним птицам; подожженной скорлупой окуривали стойла, чтобы коровы не болели; весной, как выводили скот впервые в поле на пастбище, на рог корове вешали скорлупу яйца. В доме на окне или на улице под крышей сохраняли писанку с изображением петуха ? чтобы пожар обходил дом. Такую же писанку перебрасывали через крышу новопостроенного дома, образуя магический круг от беды. Писанки подкладывали под крайний улей пасеки ? чтобы пчелы роились. Процесс ее изготовления был строгим, достаточно сложным обрядом. Считалось, что для приготовления писанок подходят первородные оплодотворенные яйца молодых кур, снесенных в первое весеннее новолуние. Также была нужна непочатая («немая») вода которую полагалось брать втайне, до рассвета, из нескольких источников (3, 7 или 9), черпать новой посудой вдоль течения и в одной посудине нести домой, ни с кем не разговаривая, ни на кого не глядя и не оборачиваясь. Но могла подойти и вода, полученная из мартовского снега. Кроме того требовался чистый воск и живой огонь, новые инструменты для росписи (кистки), глиняные горшки и салфетки. Воду использовали для приготовления краски, заливая и варя ингредиенты. Огнем растапливали печь и плавили воск. Воском наносился контуры будущего рисунка. Инструменты изготовляли сами ? птичье перо, соломинка, или кость петуха ? могли хорошо подойти для работы. Для получения красок использовали натуральные красители, полученные из разных трав, растений, семян, коры и мха, собранных заранее осенью или летом. Один и тот же цвет можно было получить из разных ингредиентов, к примеру: желтый ? ветки или кора дикой яблони; зеленый ? подснежники или семечки подсолнуха; красный ? сандаловое или красное дерево (в основном покупали); коричневый ? кора дуба или листья конского каштана. Каждый цвет не был случайным, служил не только для украшение писанки, но и нес определенный символический смысл. К примеру: желтый ? солнце, тепло, надежду, урожай, достаток; зеленый ? весеннее пробуждение, богатство природы; красный ? добро, радость, счастливый брак, огонь; голубой ? небо, воздух, здоровье; коричневый ? плодородие земли; белый ? чистота, вера, безгрешность жизни; черный ? бесконечность жизни, продолжение ее после смерти, весеннюю землю; многоцветная ? семейное счастье, благополучие. Так как писанки не продавали, а исключительно дарили, ее цвет зависел от того кому она предназначалась в подарок. К примеру, детям дарили зеленые или красные писанки, а хлеборобам коричневые. Перед нанесением рисунка над писанкой читали заговоры. Каждая писанка начиналась с нанесения на нее первой линии, которая ее разделяла на две условные половины ? мужскую и женскую. На половинах символически было изображено, то что давало жизнь и то, что приносило смерть. Магические символы, которые наносились на писанку, были очень древними, древнее ее самой ? некоторые встречаются на египетской керамике датированной V тысячелетием до н.е. К примеру, несколько самых распространенных: спираль ? символ бесконечности, солнца; солнце ? небесный огонь. Изображалось кругом, кругом с точками или крестом внутри, шести или восьмилучевыми розетками; огонь ? изображался знаком трирог (трикверт) символом числа 3, связывался с плодородием; крест ? отождествлялся с мужским (вертикальная линия, огонь) и женским (горизонтальная линия, вода) началами, при взаимодействии которых возникает ? любовь, жизнь, творение. Также символизировал четыре стороны Света; сварга (свастика, четыреног) ? символ солнца. Правосторонняя ? восход солнца, творение. Левосторонняя ? заход солнца, разрушение; вазанок или Дерево Жизни ? символ миростроения; ромб ? символ плодородия, женской основы; квадрат ? символизировал поле; сетка ? оберег от злых духов; сигма или змия ? связывали с водой, громом и молнией; тризуб ? знак воды, грозы и бури, молнии и грома, пламени; может символизировать прошлое, настоящее и будущее; треугольник ? на писанках означал отца, мать и ребенка или небо, воду и землю. Треугольник, направленный вершиной вверх ? «солнечный», а вниз ? «лунный»; бесконечник или кривулька ? знак воды, бесконечности; Также изображали: Птиц ? символизировали бессмертие души, божественное проявление, души умерших. Кукушка ? предсказательница смерти; аист ? связывали с детьми; сова и ласточка ? добро и зло; голубь ? душа. Растения. Виноград ? мудрость и бессмертие. Мак ? плодородие. Все цветы ? плодородие природы, девичество. Животные ? в основном изображались конь и олень, которых связывали с солнцем. Олень, благодетель людей, который приносит людям солнечный свет, связывался с земледелием, ремеслами и знаниями. Конь был символом мужской основы в природе. Петух ? охранял материальный достаток, проводник солнца. Деревья. Дуб ? сила, долголетие, верность; сосна ? здоровье, рост, молодость. Изменено 9 января, 2013 пользователем ИконниК Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
ИконниК Опубликовано 9 января, 2013 Автор Поделиться Опубликовано 9 января, 2013 Продолжение будет, но позже. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
E. MIKELSON Опубликовано 10 января, 2013 Поделиться Опубликовано 10 января, 2013 Благодарю - получил истинное удовольствие читая. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
krezol Опубликовано 10 января, 2013 Поделиться Опубликовано 10 января, 2013 Да! Спасибо за труд! Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Pol70117 Опубликовано 12 января, 2013 Поделиться Опубликовано 12 января, 2013 Спасибо, интересно. Ждем продолжения. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Рекомендуемые сообщения
Присоединяйтесь к обсуждению
Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.