Jump to content


Азик


E. MIKELSON

Recommended Posts

Хищный серый силуэт военного корабля, способного разнести в пух и прах уже не село, а посёлок городского типа, или круизного лайнера, похожего больше на небольшой город, а может быть огромного танкера, груз которого обеспечит энергией целый город, почти гарантированно привлекает взгляд любого человека, впервые оказавшегося в порту. А на всё, что мельче их и порою которых даже не видно из-за причала, люди смотрят пренебрежительно. И совершенно напрасно: именно они оказываются самыми главными морскими трудягами.

 

 

Для непосвящённого человека кажется удивительным, как лихо маленькое судно тащит к причалу корабль, многократно превышающий его в размерах и тоннаже. А всё потому, что корабельным конструкторам удалось, казалось бы невозможное: соединить воедино несоединимое - « борца сумо » по силе с элегантностью « балетного танцора ». Известная пословица про « слона в посудной лавке » - это не про них.

 

 

Азик.

 

Летопись этого славного рода, пожалуй, можно начинать с марта 1802 года. Тогда паровая лодка, названная в честь дочери главного спонсора постройки « Шарлотта Дандас », протащила против течения две баржи по 70 тонн каждая, затратив на 30 километров пути немногим больше девяти часов. Многовато, конечно, но то была лиха беда начало.

 

 

Испытания были признаны успешными и в воздух радостно полетели чепчики. А Шотландия была признана родиной буксиров, где под этим словом понимается не буксирный трос, а такое специфическое судно, которое что-нибудь куда-нибудь тянет или толкает. Если углубиться в историю вопроса, то даже в многодневных гонках знаменитых чайных клиперов, несмотря на удивительные скорости этих « выжимателей ветра », последнюю точку в соперничестве часто ставили буксиры. Ведь гонка считалась завершённой только тогда, когда борт вашего парусника, коснётся стенки причала и будет заведён на берег, хотя бы один швартов.

 

 

Вместе со всеми головными уборами того времени, радостно кувыркался и цилиндр никому ещё не известного господина по имени Роберт Фултон. Как знать, не натолкнуло ли его увиденное тогда на мысль о создании парохода собственной конструкции. Достоверные сведения сильно разнятся, но его первый пароход « Клермонт » тоже прошёл успешные испытания. Но случится это только пятью годами позже. А значит, можно с уверенностью утверждать, что первый буксир с механическим двигателем, появился раньше первого пассажирского парохода.

 

Роддом для кораблей называется верфь. На одной из таких верфей Петрозаводска была заложена и его стальная душа. Металл на корпус шёл из руды, добытой на Кузбассе. Внутренние органы, паровую машину и бронзовый винт, привезли из Таганрога. Паровой котёл - из Колпина. Мебель изготовили из берез Карелии. Крёстной матери у него не было, роды приняли капитан со стармехом.

 

 

Когда-то Буксир был самым молодым кораблём в порту. Но годы шли, сменялись экипажи, ставилось что-то новое из оборудования, обновлялось машинное отделение, но не менялось только одно: за всю жизнь Буксир не видел ничего, кроме причалов портовой гавани и полоски воды, заканчивающейся у горизонта. Когда в порт заходили большие корабли, он тут же спешил к ним на помощь, подталкивая их то с одной, то с другой стороны и стараясь как можно аккуратнее подвести их к месту отдыха. Ведь рано или поздно, все приходят к причалу, преодолев тысячи миль, ветер, зной, туман. Пережив тоску и скуку находят здесь отдых, чтобы завтра уйти опять.

 

Продолжение следует…

 

 

 

Link to comment
Share on other sites

Каждый раз ему не терпелось поговорить с ними, расспросить о тех местах, в которых они бывали, узнать побольше о том мире, который начинался там, за линией горизонта. Но корабли заходили в порт уставшими и вымотанными. Как только они касались причала, рокот их железных сердец становился всё тише. А затем вовсе замолкал. Корабли засыпали глубоким сном, чтобы через несколько дней проснуться и отправиться в новое тяжёлое плавание. Буксир это прекрасно понимал, поэтому старался не отвлекать их лишними разговорами.

 

 

Чаще всего в порт заходили грузовые суда. Это были обычные работяги, которые относились к своим путешествиям обыденно и равнодушно. Для человека сухопутного это невероятное зрелище: когда море выбрасывает на берег высокие стены кипящей белой пены, а навстречу им движется рукотворная гора Контейнеровоза. Собственно, идея контейнерных перевозок родилась благодаря обыкновенной деревянной бочке.

 

 

Однажды, когда Буксир был еще совсем молодым, он так увлекся расспросами Контейнеровоза, который пришел в их порт для разгрузки и отдыха, что слишком сильно толкнул его в бок, отчего тот навалился на причал, оставив на своем борту большую вмятину. Ох и наслушался тогда Буксир в свой адрес всякого разного. Половину слов он слышал впервые, но по их эмоциональной окраске он сразу понял, что Контейнеровоз крайне им недоволен.

 

Но, если быть до конца честным, то Буксир не был виноват. Думаю, всё дело в человеческой неблагодарности и изворотливости…

 

Капитан тогда себя плохо чувствовал, так что вместо него швартовался старпом. Надо было пролезть в узкую щель контейнерного терминала. Процесс несколько подзатянулся, и вконец замордованный старпом, не предупредив меня, возьми да и брякни в машину «назад » вместо «вперёд ». Ну и, крутанув попкой, совсем чуть-чуть, под « аплодисменты » громко въехал кормой в стенку. Кормовую часть борта выщелкнуло, как спичку. Но хуже то, что вместе с фальшбортом в чёрную воду булькнулись кормовые огни Контейнеровоза.

 

Со свечкой в корме ездить не будешь, поэтому срочно засунули боцмана в резиновый скафандр, навесили на него акваланг и спустили за борт на удавке искать огни. Всю эту клоунаду, ясное дело, проделали под наш традиционный мать-перемать, оповестив весь порт с окрестностями о своём прибытии. Боцман в пять минут нашёл под водой эти несчастные огни, и старпом слегка подобрел, тут же приказав вооружить сварку, но не успел. Под шипение газовой струи показался сморщенный капитан.

- Ну. Что тут у вас?... Привязались?... Что за грохот был?

- Касание стенки… Совсем чутка… Буксиришка не вовремя толкнул…

- Ну-ну. Докладную на буксир завтра утром ко мне на стол,- сказал капитан и пошёл недомогать дальше.

Через день на буксире был уже новый капитан, а у меня навсегда остался горький осадок.

 

После этого случая он зарёкся разговаривать с большими судами, пока к ним в порт не зашёл огромный океанский Лайнер. Буксир видел такой шикарный корабль впервые и очень волновался, помогая тому причалить. Когда Лайнер наконец остановился, Буксир набрался смелости и всё же решился немного расспросить его об океане и о тех местах, в которых тот успел побывать.

 

 

Но Лайнер был настолько большой, что даже не услышал тихого голоса буксира, а может сделал вид, что не услышал. Ведь разве будет такой большой и красивый корабль разговаривать с каким-то мелким судёнышком? Покрутившись вокруг лайнера и, так и не дождавшись от него ответа, Буксир отправился по своим делам - помогать очередному работяге, спешащему поскорее коснуться причала и уснуть. Лайнер ушёл через несколько дней. Буксир помог ему выбраться из порта и долго смотрел вслед.

 

Он уже собрался плыть обратно, но в этот момент увидел её. Его железное сердце забилось так часто, что казалось выскочит из нутра на палубу, перевалится через борт и тут же превратит в пар всю воду вокруг.

 

 

Незнакомая Яхта, расправив белоснежные паруса, скользила по глади моря так легко и изящно, что казалось будто она совсем не касается воды, а парит над нею, как птица. Играючи, она зарывалась носом в волну, тут же подскакивала на ней так, будто собиралась взлететь в небо. Вокруг неё крутился большой трёхмачтовый Парусник, заплывший в порт, чтобы пополнить запасы питьевой воды. Всем своим видом он демонстрировал, что никому не стоит подплывать к Яхте ближе, чем на кабельтов.

 

 

Продолжение следует…

 

 

 

Link to comment
Share on other sites

Буксир понимал, что Яхта для этого пижона, мимолётное развлечение. Через несколько дней он покинет порт и никогда о ней не вспомнит. Но, увидев, что Яхта оказывает ему ответные знаки внимания, Буксир развернулся и, обиженно рыкнув мотором, отправился по своим делам.

 

 

Всю ночь буксир не спал, вспоминая сегодняшнюю встречу. Это заметил старый Танкер, который уже несколько недель стоял в порту на ремонте.

 

- Ты бы поспал, сынок, - скрипнул он хрипловато - металлическим голосом. - Скоро все проснутся и тебе будет не до отдыха.

- Не спится, дядя Танкер, - вздохнул буксир.

- И о чём же ты думаешь?

- Я думаю о дне.

- О завтрашнем дне или о том, на котором мы все когда-нибудь окажемся?

- И о том, и о другом, дядя Танкер, - вздохнул Буксир.

 

 

- Что касается второго, то иной раз буксиры оказываются на дне помимо своего желания, что называется, за просто так. Это ведь, смотря кто тебя утопит. Каждый старается делать это по-своему. Нестандартность подхода знатоками высоко ценится. Если всерьёз задаться целью утопить какой-нибудь буксир, то можно напрячься и придумать для этого кучу разнообразных и интереснейших способов. Цель не такая уж недостижимая. Важно, чтобы это не стало общей модой или даже правилом хорошего тона. Был у меня один такой случай, - в голосе старика неожиданно проступили весёлые нотки.

 

 

Помню, когда я был молодым, нам надо было в один порт - не ко времени потекли сальники гребного вала. Хотя сальники всегда текут не ко времени. Вязались к причалу глубокой ночью в мерзких условиях: погода была, мягко скажем, свеженькая. Отжимной ветер со всей дури лупил в борт. Волна в гавани мотыляла нас, как хотела. А ещё моя парусность - посмотри на мои высоченные борта без груза. Поэтому с кормы придерживал местный аборигеновский буксир. Бедняга старался, хотя по всему было видно, что становилось ему всё тяжелее и тяжелее. Нас сносило, и не совсем туда, куда надо бы.

 

 

Лоцман, из-за болтанки, попасть на борт не смог даже с третьей попытки и давал советы со своего катера, поэтому капитан носился по рубке вместе со старпомом. К тому же, штурманская карта порта с его подходами оказалась не корректированной лет пять, и кэп вызвал на мостик второго штурманенка, ведь они отвечают на судах за своевременное нанесение на морские карты новой обстановки, если таковы имеются.

 

- Где эта коротконогая сволочь? Где этот клоун? - Командир мечтал наконец-то увидеть своего штурмана на мостике.

 

 

- Все у меня окопы рыть будите… Ух, я рвану его… Оплодотворю при всех…

Неожиданно « ожила » лоцманская рация:

- Там перед вами… Там такая маленькая… Малюсенькая просто мель… Даже не мель, а мелюшка…

- Что?! - не своим голосом заорал капитан, - Право на борт! Обе машины полный назад!

 

Корма моя нехотя поехала вправо, то есть поближе к буксиру. На зыби нас приподнимает и кидает прямо на него. Потом обратно. И ещё разок. Тр-ррах, и буксир переворачивается при ударе. Но не до конца, потому что толстым тросом привязан к нашей заднице. И винты у него не спеша продолжают крутиться. Магическое зрелище, скажу я тебе. Глаз не оторвешь. В рубке появляется запыхавшийся второй штурман с каким-то ворохом карт.

 

- Бздынь, - звонко лопается буксирный конец.

 

Освобождённый от троса, буксир резво переворачивается вверх килем, и на его обросшем зеленью днище немедленно появляются несколько весьма влажных человекообразных фигур. Что они там орут - не слышно, но жестикуляция очень даже понятная.

 

 

- Люди за бортом!... Барказ к спуску! Ну, второй… Ну, удружил… Ну, погоди, - кэп грозит, как волк в мультике. Ко мне в каюту заходить исключительно только задом… Только задом! С банкой солидола… Понял?... Голова второго втянута в плечи настолько, насколько позволяет некрупная штурманская анатомия.

- А буксир, что? - спросил Буксир.

- А буксир нормально утоп, пустив на прощание из пучины волшебной величины масляный пузырь.

 

Продолжение следует…

 

 

 

Link to comment
Share on other sites

- Да-а, дела…, они замолчали на некоторое время, каждый оставаясь со своими мыслями. Потом маленький Буксир продолжил:

- Я думаю о том, что вот живём мы, работаем… Каждый день мечтаем залиться соляркой пополней, да побольше поспать перед рабочим днём… О том, как проскочить в порт без очереди и поскорее разгрузиться… О том, как бы не сесть на мель… Как бы на навалиться на какой-нибудь Сухогруз… Не попасть в шторм…

 

Заканчивается день и мы засыпаем… И прямо перед сном, за мгновение до него, откуда-то из глубины машинного отделения, из самых низов трюма на поверхность всплывает мысль о том, что так и пройдёт вся жизнь и никогда не будет в ней нового, что рано или поздно наши железные сердца замолчат навсегда… Станут холодными и мы уйдём… Туда… Ниже уровня моря… И в этот момент мы засыпаем, а когда просыпаемся, нам уже не до мыслей.

 

 

Наступает новый день, полный суматохи и суеты, который заканчивается точно также, как и предыдущий… А ведь есть на свете Корабли, чья жизнь каждый день разная… Яхты, Парусники, океанские Лайнеры - вот у них жизнь так жизнь… Не то, что у нас… Вот о чём я думаю, дядя Танкер, и мне горько от этих мыслей.

 

 

Старый корабль качнулся на волне.

- Выходит, что ты завидуешь другим Кораблям?

- Выходит, что да, - угрюмо скрипнул Буксир.

- И мне тоже завидуешь?

- И тебе. Скоро ты закончишь свой ремонт и снова отправишься в путешествие, а я останусь здесь… Гнить в этом порту… Лайнеры будут ругать, длинные Сухогрузы ворчать, а красивые Яхты не замечать… Вот она моя жизнь, дядя Танкер, никчёмная и никому ненужная. Лучше бы я родился Шлюпкой. Меня бы привязали к борту какого-нибудь огромного Судна, и хотя бы таким образом я увидел бы что-нибудь кроме этого порта.

 

 

- Ну, ты даёшь!… Шлюпками не рождаются, сынок, - хохотнул Танкер. - Шлюпками становятся! И если ты продолжишь пускать нюни, я привяжу тебя к своему борту на потеху всему порту.

- Да уж лучше так, чем быть неказистым буксиришкой, у которого даже названия нет, а только ничего не значащие какие-то четыре цифры. Что они означают, не знает даже мой капитан. Впрочем, ладно… Ни к чему эти разговоры… Как говорится, никогда у Буксира не отрастут паруса… Сколько бы я ни работал, моя жизнь не меняется. И не изменится! Ежедневно я буду выходить из гавани в воды залива и ежедневно возвращаться в порт. Путь дальше мне заказан!

 

 

Танкер вздохнул и посмотрел сверху на своего маленького друга.

- Я хочу, чтобы ты запомнил, сынок. Главное в этой жизни то, что находится внутри тебя, а не снаружи. Я - старый корабль и, поверь, разбираюсь в судах. Я вижу, что у тебя доброе железное сердце.

 

 

Постарайся сделать так, чтобы несмотря ни на что, оно таким и осталось. За свою долгую жизнь ты увидишь много зла, неблагодарности, предательства и подлости, но ты не должен позволить впустить их внутрь. Всё это охладит твоё сердце, заставит его работать неровно, затем просто сломает, покроет ржавчиной, и ты превратишься в такого же разносчика этой заразы, который только и будет, что разбрасывать вокруг себя черную сажу обид, ненависти и злобы. Держи сердце на замке от этого мусора, сынок. И всегда открывай его навстречу доброму и светлому. Вот увидишь, рано или поздно море вознаградит тебя за это, ведь оно всё помнит. Море всегда даёт шанс, а воспользуешься ты им или нет - зависит только от тебя.

 

 

- А я вот помню ещё один случай из молодости, - начал было Танкер.

 

Тихую речь Танкера прервал неожиданный храп. Буксир так устал за день, что даже история из молодости старого судна не смогла его взбодрить. Буксир уснул, чтобы через несколько часов снова помогать большим кораблям.

 

Следующие несколько дней Буксир работал с двойным усердием, стараясь уставать так сильно, чтобы потом, прислонившись к причалу, моментально погружаться в сон, не успевая подумать ни о чём, что могло бы снова вызвать бессонницу. Даже старый танкер не успевал пожелать своему другу добрых снов, как тот уже вовсю храпел в полную силу своих уставших форсунок, тихо покачиваясь на мелкой волне.

 

И однажды случился шторм. Ветер неожиданно свистнул, и море передернулось своей « кожей », как передёргивается лошадь от удара кнутом. Это событие было не таким уж и страшным для большинства кораблей. Кто-то пережидал его в тихой гавани, со всех сторон закрытой волноломами, заведя дополнительные швартовы. Кто-то оставался на рейде, ожидая окончания непогоды, подрабатывая себе машиной и держа курс на волну.

 

Продолжение следует…

 

 

 

Link to comment
Share on other sites

Буксир, закончив работу, поспешил к своему причалу, но краем глаза заметил, что рядом с тем местом, где обычно ночевала красотка Яхта, в полном одиночестве раскачивался растерянный Парусник. Его изодранные паруса свисали уродливыми лоскутами, а сам он дрожал, как дырявая весельная лодка под порывами ветра. От всей его самоуверенности не осталось и следа.

 

- Где Яхта? - издали крикнул ему Буксир.

- Она… Мы хотели немного отплыть от порта… В открытом море… Сам не заметил…

- Где она? - закричал Буксир и даже задрожал от нетерпения и накатывающей злости.

- Она осталась там…

- Ты бросил её в море?

 

 

Парусник что-то ответил, но порыв ветра заглушил его слова.

 

- Ну и шлюпка же ты! - прорычал буксир и бросился к выходу из гавани, в открытое море.

 

Ему что-то кричали вслед другие корабли, но он никого не слышал. Он понимал, что такой нежный и изящный корабль, как Яхта вряд ли сможет пережить этот шторм за пределами гавани. Вырвавшись из порта, он тут же получил от моря удар по носу. Огромная волна, приподняв на пятиметровую высоту, понесла его прямо на волнорез.

 

 

Буксир от напряжения всех своих железных сил зарычал так, что из трубы вырвались клубы чёрного дыма. Развернулся и чудом смог избежать столкновения. Отойдя от берега на безопасное расстояние, он принялся искать Яхту. Поднимаясь на гребне огромных волн, он озирался и смотрел во все стороны, пытаясь обнаружить её в этом бушующем океане воды. Опускался вниз, пытался выровнять свой курс, чтобы встретить следующую волну не бортом, а своим закруглённым носом.

 

 

Он не рассекал набегающие волны, как это делали носы больших судов, а словно ладонями аккуратно раздвигал их в стороны. Несмотря на это волны с шумом смыкались за его кормой, бурля от возмущения и как будто грозя Буксиру пенными кулаками. Но он шёл вперёд и не обращал на них никакого внимания.

 

 

В бесплодных поисках прошло несколько часов, а Яхты не было видно. Буксир уже совсем выбился из сил, но продолжал поиски, понимая, что если не найдёт её до темноты, то не найдёт уже никогда. И, наконец, поднявшись на очередной волне, на одну секунду заметил маленькое белое пятнышко между двумя волнами, которое тут же скрылось от его взгляда. Из последних сил Буксир бросился туда. Рыча и разрезая гребни волн, он прорывался сквозь стены воды на помощь той, к которой никогда бы не решился подойти в самый гладкий шторм.

 

 

Взобравшись на очередную волну, он заскользил по ней вниз и прямо перед собой увидел Яхту. Её мачта была надломлена, но обмотанная ошмётками парусов, ещё держалась. Вторая половина каталась по палубе, круша всё на своём пути и раздирая белоснежную палубу Яхты до коричневых полос. Всё это Буксир успел рассмотреть за доли секунды, которые оставались ему до того момента, как следующая волна подкинет полуживую Яхту и бросит прямо в его объятия. В последний момент Буксир увернулся от столкновения и бросил ей крюк, за который тут же вцепилась Яхта. Из последних сил, на последних остатках солярки, уже не рыча, а натужено воя, Буксир направился к гавани.

 

 

Следующую неделю Буксир на работу не выходил. Механики взялись перебирать двигатель - сказались всё-таки последствия последнего выхода. Его поставили вторым корпусом к старому Танкеру, и они целый день напролёт болтали. Вернее, болтал Танкер.

 

 

- А ещё такой был случай…

 

Танкер вспомнил ещё одну историю и собирался уже рассказать её, но, взглянув на Буксир, он осёкся и замолчал.

- Сынок, перестань хныкать. Будь кораблём, а не бабьим корытом. Сколько ещё будет в твоей жизни этих яхт. Да лопастей на твоём винту не хватит, чтобы их пересчитать.

 

Продолжение следует…

 

 

 

Link to comment
Share on other sites

Буксир вздохнул и бросил взгляд на море. В нескольких кабельтовых от порта плыл Парусник, а рядом с ним кружила Яхта, игриво подпрыгивая на волнах и подставляя солнцу свою белоснежную палубу. После того, как она закончила ремонт, Яхта ни разу не подплыла к этому страшненькому буксиру, чтобы поблагодарить его за своё спасение. А когда Парусник снова предложил ей прогуляться по морю, с радостью согласилась. Ведь разве могла она отказаться от предложения такого красавца.

 

Буксир тяжело переживал по этому поводу и, накачиваясь соляркой, прожигал её до сердечных скрипов.

 

- Ладно, сынок… Хочешь распускать нюни - распускай… Только у меня нет никакого желания на это смотреть. Я уже закончил ремонт и мне пора уходить. Если тебе не сложно, помоги мне выйти из порта, а затем хоть упейся здесь. Я бы и сам справился, но видишь, какой прижимной ветер поднялся…

Буксир хотел ответить что-то резкое, но вспомнив о преклонном возрасте старого корабля, все же оттолкнулся от причала и, обогнув Танкер, подошёл к его носу.

 

- Нам нужно встать в очередь, - произнёс он, недовольно покосившись на линию кораблей, ожидающих своего выхода из гавани. - Никто нас не пропустит.

- Делай своё дело, мальчишка! - неожиданно резко прикрикнул на него Танкер. - Ты Буксир или кто? Вот и буксируй!

- Но у нас начнутся проблемы, если мы…

- Я сказал - делай свою работу!

Буксир зарычал и со всей силы ткнул Танкер, отводя его нос от причала.

 

- Будь, что будет, - подумал он. - В конце концов, хуже уже ничего не случится.

С этими мыслями он направил неповоротливый Танкер наперерез к линии ожидавших кораблей. Точно сманеврировав и обогнув их, согласно хорошей морской практике, он лихо и красиво оказался у самого выхода их гавани. В этот момент ему показалось, что порт взорвался от обрушившегося на него шума. Все корабли за его спиной, как по команде, взревели ревунами. Буксир вздрогнул всеми своими шпангоутами, но работу продолжил.

- Дальше я сам, сынок, - неожиданно сказал танкер, заработав своими винтами.

- Несколько недель назад ты сказал, что у тебя никогда не отрастут паруса. Так помни: это у Парусника никогда не появится железного сердца. Выше нос, сынок!

 

 

С этими словами Танкер направился на выход из бухты, а вслед за ним двинулись и все остальные корабли, не прекращая содрогать воздух ревунами. Буксир стоял на своём привычном месте, а мимо его проплывали Сухогрузы, Баржи, военные Корабли, рыбацкие Траулеры, приспускавшие свои флаги наполовину и отдавая честь маленькому герою с отважным большим сердцем. А ночью Буксир неожиданно почувствовал странное, но приятное щекотание около своего носа. Неприятно запахло краской. Кто-то тихо орудовал кистью. Утром буксира с непонятной комбинацией чисел в порту не оказалось, а был буксир под номером « 1 ».

 

Острые на язык моряки тут же окрестили его « Азик ». И не из-за того, что так звучало, устаревшее нынче, обозначение единицы - « Аз », сколько из-за названия доминошной косточки « пусто один » - очень уважаемой игры на русскодумающем флоте. Отныне, каждый гость порта, будь то маленький Траулер или огромный Лайнер, никогда не упускали возможности поговорить с легендарным кораблём, рассказать ему о своих путешествиях и расспросить о том, как он когда-то спас Яхту.

 

Продолжение следует…

 

 

 

Link to comment
Share on other sites

В небольшой протоке, где лишь зимой ненадолго смолкает возня и гомон грузового порта, старенький портовый Буксир крепко держался за песчаное дно обеими лапами своего ржавого якоря. Для верности можно было отдать и второй якорь, но буксир был небольшой и много места не занимал. Бусами по всему его борту висели отжившие свой век старые автомобильные покрышки для смягчения ударов о корпуса морских судов. Его поставили в такое место бухты, где всеми брошенный, он никому не мешал. Место называлось « Тихая гавань », поэтому даже в сильный ветер Буксир тихо болтался вправо-влево на своей якорной цепи.

 

 

Иногда восточный ветер заносил к нему запахи выхлопных газов снующих по каналу судов. Вдыхая этот аромат ноздрями якорных клюзов, Буксир продолжал жить. Он стоял здесь ржавея уже несколько лет, втайне надеясь, что когда-нибудь люди да вспомнят о нём. Тогда к борту тихо подойдёт танкер-заправщик и вновь заполнит остро пахнущим мазутом топливные цистерны. Расторопные кочегары « поднимут пары », звонко защёлкают каютные грелки, и благодарные моряки будут отогревать на них свои тяжёлые мозолистые ладони и сушить непросыхающие брезентовые рукавицы.

 

Буксир помнил многих этих ребят. Для них холод, мокрые портянки в сапогах были, как смолёной шпале снежок. Ещё не прошло время полного забвения, ещё проходящие мимо старые приятели-буксиры нет-нет, да и приветствовали его короткими гудками сирен. Тогда Буксир просыпался и с улыбкой смотрел им вслед. Но когда последний капитан снял и унёс домой рынду, Буксир понял всё. И штурвал дубовый с латунной поковкой он тоже унёс на память о своём, вдруг ставшем никому не нужном, паровом друге.

 

 

Заправщики проходили мимо, а кочегары переквалифицировались в мотористов и ухаживали уже за своими новыми друзьями - шумными крепышами Рудольфа Дизеля, оставляющими за собой синий туман на покрытой радужной плёнкой воде бухты.

 

 

Мимо проходили и бывшие клиенты нашего Буксира: Сухогрузы и Лесовозы, обвешенные грузовыми стрелами. Танкеры, остро пахнувшие керосином. Круизные Лайнеры, с борта которых его фотографировали туристы, национальностей которых он не знал. Изредка мимо проходили военные Корабли с изящными обводами, напоминающими изогнутые линии офицерских фуражек-мичманок.

 

 

Проходящие мимо пароходы делали вид, что не замечают его. Старый Буксир давно привык к этим косым взглядам. Выкрашенные и ухоженные, они не желали портить себе настроение созерцанием чужой агонии. Никто не хотел признаваться, что и он был рождён, чтобы умереть.

 

 

Порою над портом мог проноситься слегка заносчивый небольшой гидроплан, любивший едко подкалывать всех, кто был внизу. Старые корабли наслушались от него немало язвительных мыслей о том, что для них, увы и ах, но дивный мир воздушной стихии недоступен.

 

Иногда моряки навещали его, но только за тем, чтобы отвернуть, отрезать или снять что-то для более молодых собратьев, нуждающихся в срочном ремонте. Буксир не был скупердяем, но своими запчастями делился неохотно, можно сказать, с душевным скрипом, понимая, что взятую вещь или деталь уже никто не вернёт обратно.

 

 

Но были, разумеется, и приятные исключения. Например, старый добрый маяк, белоснежной махиной возвышавшийся над суетой портового мира. За многие годы в его стенах сменился уже не один смотритель, оставив высокому часовому частицу самого себя. Следуя за светом его путеводных огней, Буксир не раз узнавал для себя что-то новое, а тот заговорчески подмигивал, продолжая травить Буксиру свои стариковские байки.

 

Продолжение следует…

 

 

 

Link to comment
Share on other sites

- Почему так? - думал Буксир, - Отработавшее своё железо, пройдя горнило заводских печей, часто превращается в металл и возвращается на службу к людям. Так было, так будет всегда.

И Буксир, понимая это, спокойно покачивался, поглядывая на новеньких своих собратьев, думая, что если повезёт, скоро и он обратно станет частью этого славного братства.

 

- Мой металл мог быть форштевнем ледокола и разбивать арктический лёд. Ножи и вилки из моего камбуза могли стучать в кают-компании ракетного крейсера. А капитанский стол, изготовленный из карельской берёзы, мог бы украсить интерьер любой королевской яхты. Хорошо бы в брашпиль обратили. А что? Очень важный механизм - якорями командует, - мечтал Буксир.

- А вдруг мачтой…, мачтой ещё лучше! Выше всех установят, гирлянды антенн отливаются медью, а на самой маковке, как звёздочка на рождественской ёлке, будет гореть огонёк клотика. Да во что угодно, но только не в трактор… Только не в трактор…

 

Но если кто и обращал внимание на старый буксир, так это давние друзья всех моряков - крикливые чайки. Они-то с удовольствием отдыхали на нагретом солнце металле, оставляя на нём свои белые метки и записки. В общении с чайками проходило неумолимое время: дни, месяцы и годы. Чайки ловили рыбу и откладывали в укромных местах свои яйца, рассказывали последние портовые сплетни. А буксир ветшал и ржавел. Цифру « 1 » уже трудно было различить, так сильно на его бортах успела поработать ржавчина.

 

Тот знаменательный день начинался как обычно. Над высокими, посеревшими от портовой пыли деревьями, восходил огромный диск июльского солнца.

- Сегодня задует, не зря говорят: « Солнце красно поутру, моряку не понутру», - подумал ещё Буксир.

А к вечеру разразилась гроза.

- Кто бы это может быть в такую погоду, - подумал буксир, почувствовав мягкий толчок. Так толкаться могла только шлюпка.

Легко поднявшись на палубу люди со знанием дела, разбрелись в темноте по всем доступным помещениям. В их несуетливых движениях явно угадывались моряки, хотя везде их называют « бичами », что пошло от английского слова « beach » - пляж, берег. Сегодня оно получило более расширенное значение - бродяга, бомж. Они были трезвы уже второй день и жажда наживы была прямо пропорциональна их жажде « огненной ». Быстрое и безжалостное разграбление было, казалось, уготовано Буксиру.

 

 

А гроза над « Тихой заводью » разошлась не на шутку. Несколько молний, одна за другой ударили в мачту. Для Буксира это было обычным делом, пароходы молний не боятся. Но за обычными, как их ещё называют - линейными молниями, заявилась и молния шаровая. Она медленно облетела пароход, как бы присматриваясь, опустилась до самой воды, поднялась выше мачты. Заглянула в иллюминаторы и, чуть поколебавшись вплыла в рулевую рубку через разбитое стекло. Замерла осматриваясь и, словно испугавшись небритых людей, взорвалась с оглушительным шумом, оставив после себя запах горелого трансформатора.

 

Один из бичей, похоже он в компании был за главного, положил грязную руку на дверной косяк салона команды и замер. Вспышка шаровой молнии осветила переборку. Осветила картину « Девятый вал » Айвазовского, никого здесь давно не пугавшую, старые социалистические обязательства и пожелтевшую фотографию этих самых победителей на ржавых кнопках. С одной из них смотрел он - молодой, выбритый, чуть иронично улыбающийся уголками губ. Он сам когда-то был частью того, что именуется « кораблём » и понимал, что испытывает пароход, который они пытались обесчестить. А ведь и Буксир хорошо помнил этого бывшего боцмана.…

 

Он был из тех моряков, отличающихся редкостным чувством юмора и непреодолимым желанием периодически над кем-нибудь пошутить. А поскольку работа на буксире была монотонной, то каждый сам решал, как её разнообразить. Так сменный механик тайно пронёс на борт мелкашку и в свою смену, обычно это происходило ночью, упражнялся в стрельбе по всяким консервным банкам-бутылкам и прочей дребедени. Затем всё аккуратно убирал за собой чин-чином, и спокойно сдав вахту, шел спать. Надо заметить, что от монотонности и полного отсутствия развлечений, моряки несколько тупеют и не совсем адекватно начинают воспринимать совершенно обыденные вещи.

 

Так вот. Нёс вахту в тот вечер как раз боцман, а механик, зная что тот свой человек и совершенно не таясь, вышел популять со своим стволом. Ну популял. Сбил, как говорится, охотку и поднял настроение. Зашёл в рубку и просит, значит, у боцмана закурить. Боцман нёс вахту - дело нехитрое, если обладаешь хоть какими-то мизерными навыками в несложном судовождении. Мы тогда был командированы менять летние буи и вешки на зимние усиленные. Дело это долгое, нудное, но нужное.

 

- Щас принесу, только в кубрик сбегаю. А ты пока посмотри здесь за компасом и рули вон на тот буй, до него минут десять ещё.

Механик, как и положено по табелю взаимозаменяемости, становится за штурвал, а винтарь вешает на плечо. Боцман со всех ног бежит в кубрик, включает свет и начинает будить весь экипаж, страшным шепотом при этом приговаривая, что мол мех наш окончательно спятил, захватил с оружием судно и направляется к шведскому сухогрузу, просить политического убежища. Пора его идти и всем скопом вязать. Народ спросонья ошалел, однако подкравшись к рубке все ясно увидели механика, стоящего на руле. С каменным от напряжения лицом и с винтовкой за спиной. Что тогда началось! Со всех сторон, как муравьи на него нападали матросы, каждый бил как мог и чем мог, так как каждый боялся, что механик выстрелит именно в него. На весь буксир страшный крик, мат, ругань. Пинки с зуботычинами щедро раздавал и механик, благо был он мужиком здоровенным. Однако массой его задавили, скрутили и связали шнуром от настольной лампы.

 

 

А тут и капитуся на шум подоспел. Пока он выслушал, пока разобрался, поверил, а потом рассмеялся, механик уже часа два успел проваляться в кладовой на пыльных мешках с картошкой. Злой как собака, хотел поначалу обидеться, но потом передумал - всё-таки повеселились. Умным оказался. История каким-то образом стала известна и дошла до парткома. Её посчитали не только глупой, но и вредной. Боцмана скинули до матроса и прихлопнули визу. Отныне ему разрешались кругосветные путешествия… но только вокруг острова Сааремаа. Мы весело жили ещё в СССР.

 

 

Продолжение следует…

 

 

 

Link to comment
Share on other sites

Может и он вспомнил про этот случай, во всяком случае, на его давно не бритом лице появилась улыбка:

- Эй, братва! - неожиданно для самого себя крикнул он подельникам. - Давайте отпустим старика на волю!

 

Не дожидаясь ответа, главбич перешёл на нос буксира и привычно отдал стопора на брашпиле. Затем поднял крышку люка и, покряхтывая спустился в тёмный форпик. Там, действуя большую часть на ощупь - руки враз вспомнили все нужные движения, он отдал глаголь-гак и едва успел уклониться от конца метнувшейся на волю якорной цепи.

 

Пробираясь среди дремавших судов, Буксир зацепил борт старого приятеля - плавучего крана. Тот ошарашенно проводил его взглядом не в силах побороть ужас от встречи с приведением.

- Что трясешься, старая калоша? - ухмыльнулся буксир. - Не ждали!?

- Ты откуда взялся? - заикаясь, выдавил из себя плавкран.

- Не дрейфь, братан, скоро и ты узнаешь, - усмехнулся буксир, а усиливающее течение добавило ему ход до полного среднего.

- Вернись, - кричал ему вслед плавкран. - Ты сумасшедший, без экипажа на фарватер! Погибнешь, как пить дать погибнешь!

- Что ты знаешь о смерти? Умирают в старых заводях… По фарватеру уходят в последнее плавание…, - и подхваченный очередным порывом ветра, Буксир развернулся и медленно пошёл вверх по протоке, к выходу.

 

 

Шел четвертый час ночи - так называемое « воровское время », когда даже самый бдительный часовой начинает клевать носом. Наверное, поэтому Буксиру удалось незамеченным проскочить мимо высокой стеклянной будки грузового диспетчера. Однако, проходя причал нефтебазы, он был обнаружен старым, хронически пьяным ночным сторожем. Увидев, как раздолбанный и давно не существующий буксир своим ходом движется по фарватеру, тот испуганно икнул и перекрестился зажатым в руке стаканом. Мгновенно протрезвев принялся звонить диспетчеру. Диспетчер шутку оценил и с интонацией опытного психиатра посоветовал ему… Да, что он мог ему посоветовать? В его короткой, но пламенной ночной речи, нормативными были только предлоги: « в » и « на », а под конец присоветовал не водить дружбу с белками, мол, они совсем горячие. То был редкий случай ночи, когда никто больше не уснул.

 

 

Старый Буксир, так неожиданно освобождённый, вынесло в открытое море. На простор, о котором он так долго мечтал. Но проведённое на якоре время давало о себе знать - он стал укачиваться. Начал засыпать, клюя носом на каждую волну. Мир и покой заполняли все помещения старого парохода. Он не противился наступающему небытию. Редкие брызги от волн оставляли извилистые дорожки, стекали по остаткам стекла в иллюминаторах. Обрывки снастей раскачивались, и со стороны Буксир выглядел обитаемым и живым, только что дым не шёл из трубы и не звенел машинный телеграф.

 

А волна становилась круче, ветер усиливался и всё сильнее раскачивал старый Буксир. В кубрике вдруг хлопнула дверь одной из кают. За ней, поскрипывая прихваченными ржавчиной, засуетились и другие: закрываясь, открываясь. Буксир вспомнил, что так и раньше бывало, когда объявляли аврал и его друзья моряки выскакивали на срочную мужскую работу. Тогда также хлопали двери, по металлическим трапам гулко колотили тяжёлыми ботинками сильные ноги. Вот раз-другой свистнул лихой ветер в оставшихся снастях, палубу лизнула пенистым гребнем шальная волна, и старый буксир улыбнулся во сне доброй улыбкой.

 

 

Ему снилось море и моряки, которые долгие годы нелёгкой службы топтали его палубы и трапы. Ему снились страны и тропические острова, которых он никогда не видел, но всегда о них мечтал. Он уже не обращал внимания на то, что волны всё чаще заглядывали и заплёскивали в открытые люки и разбитые иллюминаторы. На то, что всё глубже и глубже погружался в воду его помятый, с обтесанными шпангоутами, корпус. Буксир любил воду, точно зная, что из неё произошла жизнь и потому его не пугала Смерть, которая могла ждать его сейчас за любой волной.

 

« Азик » был счастлив по-настоящему… По-взрослому…

 

Link to comment
Share on other sites

Какая нажористая фраза "Ну и шлюпка же ты!"

Браво, Капитан! :drinks: Как всегда великолепно!

Возьму фразу на вооружение, буду ей в троллейбусе неприятных тётенек словестно притеснять, когда совсем старенький стану, и заполучу в башку синдром Туретта! :sarcastic:

Link to comment
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...
×
×
  • Create New...