Перейти к содержанию
Филателия - форум филателистов. Филфорум.

МАКАРОНЫ ПО-ФЛОТСКИ.


Рекомендуемые сообщения

Плавать - необходимо, жить - не так уж необходимо! ( шутка кого-то из великих )

 

 

Когда-то о далёких таинственных землях, якобы существующих за морем, ходили неопределённые легенды, берущие начало в рассказах редких путешественников. И путь через море, зачастую, был единственным способом расширить пределы известного вам мира. Одни желали добраться по нему до экзотических пряностей. Других манил блеск золота и драгоценных камней. Иные жаждали отведать дивных плодов или примерить роскошную шкуру редкого животного. Покинув твёрдую и надёжную сушу, их морская жизнь была далека от какого-либо лоска или романтики. За редким исключением что на королевских флотах, что в частных флотилиях, что в пиратских ватагах, большинство моряков - это граждане темные, необразованные, отчего весьма суеверные и жестокие. Но какими бы разными не были эти люди, было одно, что их всех объединяло - это еда! Еда, съесть которую сегодня может только очень голодный человек.

 

<noindex>514371459.jpg</noindex> <noindex>51-a4371461.jpg</noindex>

 

 

Правда, одно время на полном серьёзе считалось, что желудки людей благородных устроены как-то иначе, не как у бедных. И если брюхо простолюдина способно переварить всякую малопригодную для питания дрянь, то человеку голубых кровей для укрощения аппетита требуется что-то нежное, особым образом приготовленное. Так что матросская кухня и офицерский рацион могли серьёзно различаться.

 

<noindex>2194371462.jpg</noindex> <noindex>2204371463.jpg</noindex>

 

Вот один из таких примеров.

Главной изюминкой вот этого корейского боевого судна под названием Кобуксон была крыша верхней палубы. Именно эта деталь делала корабль похожим на черепаху и давала хорошую защиту бойцам, размещённым внутри.

 

<noindex>1524371465.jpg</noindex>

Подтверждено летописью: когда такой флот отправлялся на военные разборки с соседями, то за ним обязательно следовали несколько джонок. Они не несли пушек, на них не было солдат. Это были суда, совершенно иного рода. На них выращивался рис для офицеров. Чем не образец плавучей плантации?

 

<noindex>1534371466.jpg</noindex>

 

За рисовыми джонками адмирала следовали джонки-куровозы. Видимо, тамошние адмиралы любили по утрам яичницу из свежих яиц, а может и не только яичницу. Даже сейчас, когда несчастных бройлеров разделывают до последнего сантиметра жадные предприниматели, мы не найдем в продаже ни одного петушиного гребня. Того самого, что дрожит в руке аки живой и совершенно не внушает аппетита.

 

<noindex>7-a4371468.jpg</noindex> <noindex>1544371469.jpg</noindex>

Да и странно кушать петушиную причёску. Но их тушили и потребляли с удовольствием. Думаю, стоили они дорого, а вот сколько - найти мне не удалось. Зато имеется количество для одного едока - 50 штук. Бедные петухи!

 

<noindex>74371470.jpg</noindex>

продолжение следует….

 

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

МАКАРОНЫ ПО-ФЛОТСКИ.



Готовить еду на судах начали сравнительно недавно. Каких-то 400 лет назад слова « камбуз » в морском словаре вообще не было. Те же греки вместе с римлянами, когда взялись путешествовать по своему « плоскому » миру, на ночь старались подойти к берегу, благо их ровные днища позволяли осуществить такой маневр, чтобы развести костерок и что-нибудь приготовить.

<noindex>94371472.jpg</noindex> <noindex>104371473.jpg</noindex>



Заодно узнавали у местных насколько далеко они оказались. Ведь долгое время моряки вообще не знали куда они двигаются. Обычным способом путешествий по морю было держаться береговой линии и « наслаждаться достопримечательностями ». Это значительно увеличивало продолжительность пребывания в море, но было гораздо лучше, чем просто заблудиться. Ведь морские карты тех времён, мало того что были составлены на глазок, так ещё являлись предметом повышенной национальной секретности.

<noindex>10-a4371474.jpg</noindex>


Вся навигация находилась в зачаточном состоянии и сводилась к тому, чтобы выпустить птицу из клетки и плыть туда, куда она полетела. Дескать, птица уж точно знает где берег.

<noindex>114371475.jpg</noindex>

К сожалению, проверить насколько надёжным был такой метод не так просто. Те, кто доплывал, говорили, что птица летела правильно, а у тех, кто не доплыл - спросить уже не получалось.

<noindex>124371476.jpg</noindex>


Полинезийцы подвешивали на мачту продырявленную во многих местах скорлупу кокосового ореха и по тону свиста умудрялись определить, куда плывёт их плот. В Европе кокосовые орехи, к сожалению, не растут, поэтому викинги использовали в качестве первого компаса ложку с длинной ручкой. Главный викинг перегибался через борт, зачерпывал водичку, задумчиво прихлёбывал и потом авторитетно заявлял:
- Правильно плывём - вода не такая солёная и родными помоями пахнет!
Хотите верьте, хотите нет, но викинги по этому компасу всегда доплывали правильно.

<noindex>134371478.jpg</noindex>

Ну, или почти всегда!


Сегодня викингов почему-то изображают как здоровенных амбалов в рогатом шлеме. Часто с жареной бараньей ногой в одной руке и с полуведерной чашей алкогольного зелья - в другой. Хороший образ! Только вот « рогатых » шлемов у викингов не было. Да и крепким алкоголем они не злоупотребляли, впрочем, как и жареным мясом.

<noindex>144371479.jpg</noindex>


Драккар для викингов был его вторым домом с личным местом для сна, сундуком для оружия и добычи. Знатных владельцев собственных драккаров не разлучали с кораблём даже после смерти. Их было принято хоронить вместе с его транспортным средством. Сей скорбный момент имеет место быть на одной из почтовых марок, небольшого клочка суши под названием остров Мэн, резко поднимающегося из глубин Ирландского моря.

<noindex>174371480.jpg</noindex>

продолжение следует….

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Викинги, к сожалению, не оставили для нас ни одной поваренной книги. Зато находка двух, отлично сохранившихся, ещё не разграбленных « черными археологами » драккаров, предоставила нам львиную часть информации о тех продуктах, которые викинги брали с собой в морские походы.

 

<noindex>154371481.jpg</noindex> <noindex>184371482.jpg</noindex>

Драккары с головами змей и драконов появляются у берегов Англии, а затем и по всему Средиземноморью. Они ходили значительно дальше, чем их древние коллеги. Для таких походов требовались не только большая храбрость и смекалка, но и неплохой рацион: шутка ли, провести в открытом море несколько недель. Документально подтверждено, что викинги питались два раза в день: первый раз, через пару часов после сна и второй раз - ближе к вечеру после рабочего дня. Ужин обычного викинга французским почтовикам представляется вот так.

 

<noindex>234371483.jpg</noindex> <noindex>244371485.jpg</noindex>

 

Странно, но я не вижу среди этого буйства сервелата, рыбы. А ведь викинги были заядлыми рыбаками и любили как пресноводную, так и морскую рыбу. Но свежую рыбу с собой не возьмёшь, поэтому применяли сушку. Лучше всего для этих целей подходила треска: и мяса много, и кости не утомляют при еде. Очень дешевый продукт в те времена, сегодня стоит от 6 до 17 евро за кило. И сушили не на таких стеллажах, а раскладывали на прибрежные валуны. Остальное доделывали ветер и солнце.

 

<noindex>344371486.jpg</noindex>

 

Вторым номером по важности судовых продуктов шли зерновые: рожь и ячмень. Они лучше всего подходили для северного климата, поэтому вкуса более теплолюбивой пшеницы, викинги, практически не знали. Треска и рожь оказались настолько важными продуктами в их жизни, что удостоились попасть на почтовый стандарт Норвегии.

 

<noindex>254371489.jpg</noindex>

 

Любили викинги и птичьи яйца. Они их мыли, смазывали тем же белком, давали подсохнуть, а уж потом укладывали в корзины, пересыпая каждый слой древесной золой. Остатки такой корзины со скорлупой нашли на одном из погребальных драккаров. Кстати, там были и чаячьи яйца.

 

<noindex>524371490.jpg</noindex>

<noindex>52-a4371491.jpg</noindex>

 

продолжение следует…..

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Очень ценился в походах дикий мёд. Ведь с сахаром, как таковым, викинги познакомились только в своих походах. Нашли сушеные яблоки с грушами и очень, просто очень много лесных орехов.

 

<noindex>57-b4371492.jpg</noindex>

Сегодня мы знаем, что такой рацион был не только у викингов, он был приблизительно одинаков и на судах Ганзейского союза, и на новгородских купеческих ладьях, и на кораблях рыцарей монашеских орденов, и даже на турецких галерах.

 

<noindex>594371494.jpg</noindex> <noindex>584371493.jpg</noindex>

*** *** ***

 

 

Современному человеку, несомненно, знакома романтика парусного флота. Скрип мачт над головой и хлопанье парусов, бескрайний океан до горизонта и свежий бриз, подгоняющий корабль. Однако романтика воображения зачастую быстро разбивается о прагматичность реальности.

 

<noindex>614371496.jpg</noindex>

 

Уверен, каша из топора - вещь реальная. Не всегда в крестьянских домах было вдоволь масла, мяса, рыбы. В голодные времена активно поедался природный ландшафт. В виде травы-лебеды или нежного берёзового луба. А камыши с ближайшего болота выкорчёвывались вообще без жалости - там в корнях был сахар и крахмал. Их высушивали, потом перемалывали в порошок превращая в камышовую муку. А мука - это ведь уже очень близко к хлебу. А хлеб, который всему голова, становился не просто едой. Он становился самой жизнью.

 

<noindex>824371497.jpg</noindex>

 

Хлеб - это один из продуктов, который ежедневно присутствует в рационе всех народов мира, только печётся по разным рецептам, выглядит и называется по-разному. Да вот беда, на деревянных судах очаг первоначально не предусматривался - огонь с деревянным корпусом не дружит. Исключение, пожалуй, составляли лишь арабские и турецкие суда. Там, укрытая сырыми бараньими шкурами, всегда находилась « в боевом положении » особая жаровня, на углях которой готовили кофе для офицеров. Ничего не поделаешь - восточная кофейная традиция!

 

<noindex>82-a4371498.jpg</noindex> <noindex>82-b4371499.jpg</noindex>

 

И хоть корабли тогда строились деревянными, дефицит дров в море всегда ощущался. Поэтому, мы говорим здесь об особом хлебе - о корабельном. Он же - сухари, он же - галеты. Продукт, который и сегодня удобно взять в дорогу. Так, на всякий случай.

 

<noindex>624371500.jpg</noindex> <noindex>984371501.jpg</noindex>

 

продолжение следует…..

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Корабельный сухарь больше похож на крекер, чем на красивую мягкую буханку хлеба. Его описывают, как « устрашающе прочные лепёшки теста из муки и воды ». Звучит не очень аппетитно, да и состав его прост и незатейлив. Из муки и воды надо замесить очень крутое тесто без соли. При этом воды требуется минимум. Здесь важно поймать момент, когда тесто уже собирается воедино не крошась, но не более того. По консистенции оно должно быть как не слишком мягкий пластилин.

 

<noindex>1634371502.jpg</noindex> <noindex>964371503.jpg</noindex>

 

Укатайте его в пласт до 1 см в толщину и разрежьте на формы. Но… но не упустите очень важный момент, о котором не все знают. Сухари квадратные - это сухопутные армейские, круглые - корабельные. И точка!

 

<noindex>1504371504.jpg</noindex>

Это не попытка выпендриться или провести черту между берегом и водой - уверяю вас. Морские сухари отличались не только формой, но и « содержанием » - их делали двойной закалки.

 

<noindex>199.jpg</noindex>

 

Каждую лепёшку хорошенько изрешетить при помощи деревянной вилки. Это делается для того, чтобы тесто не поднималось при выпечке, а также чтобы оно лучше просушилось внутри. Отправить в нежаркую печь, примерно, на часов 10-15. Противень не применяйте, а обойдитесь решеткой, предварительно застелив её пергаментной бумагой.

 

<noindex>904373767.jpg</noindex>

 

Остудите естественным образом в течении суток и повторите процедуру. Конечный результат определялся очень просто: общий вес готовых сухарей, должен равняться общему количеству затраченной муки. Если сухари весят больше, значит в них ещё присутствует излишек влаги. Отправляйте их снова в печь на такое же время. И пусть ваше настроение поднимется от мысли, что конечный результат будет именоваться уже не только как « сухарь корабельный », а ещё и « бисквит », что по-французски означает « печёные дважды ».

 

<noindex>914373768.jpg</noindex>

 

Полученные увесистые лепёшки, высушенные почти до каменного состояния или до звона, употреблять в сухом виде было просто невозможно - нужно было предварительно их размачивать. Зато в раздробленном виде легко добавлялись в жидкую похлёбку и в питьё. Одним словом, практичная штука, если знать к ним подход. Главное, что нужно понимать: корабельные галеты прошлого - это суровая необходимость. Никогда и ни при каких обстоятельствах не предполагалось, что они должны доставлять кому-то хотя бы минимальное гастрономическое удовольствие.

 

<noindex>834373769.jpg</noindex> <noindex>954373770.jpg</noindex>

Морской сухарь, как базовая модель, является основоположником нескольких отдельных блюд, когда-то употребляемых в дальних походах. При желании некоторые блюда можно повторить и сегодня.

 

<noindex>1984373771.jpg</noindex>

продолжение следует….

 

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Например, большим успехом пользовалось блюдо с диковинным названием « Собачье пирожное », корни которого переносят нас туда, в чьём гимне имеются такие слова: « Правь, Британия, морями ».

 

<noindex>844373772.jpg</noindex>

Сухари надо было растереть в мелкую крошку и добавить туда мелко-мелко резанное сало, сахар и специи, которые есть под рукой. Разбавить полученное водой. Правильная консистенция блюда - жидкая кашица.

 

<noindex>854373774.jpg</noindex>

Сегодня, дабы не усомниться, что корабельные сухари существовали и могли храниться вечно, один из них выставлен в музее Кронбурга, что в Датском Королевстве. Изготовленный ориентировочно в 1852 году, его углеродный анализ 2000 года показал, что опасных для здоровья человека веществ, в нем не образовалось.

 

<noindex>214373776.jpg</noindex>

 

 

Корабельные сухари обладали ещё одним уникальным свойством. Несмотря на свою неугрызаемость, они редко были необитаемы. И, как бы вы ни старались упрятать их в плотно закупоренные бочки, на море невозможно достичь стопроцентного избавления от влажности. Поэтому неизбежное происходило уже через несколько недель: в сухарях заводились личинки жучков, которые, как оказалось, тоже обожали корабельный хлеб. Вот такие долгоносики заселяли сухари, причём, в предельно больших количествах.

 

<noindex>884373777.jpg</noindex> <noindex>974373778.jpg</noindex>

 

Вообще, жучки в морских сухарях - это такой же обязательный атрибут галет, как их рисунок в дырочку. Иногда масштаб бедствия бывал таков, что « квартирантов » в хлебных запасах оказывалось едва ли не больше, чем самого хлеба. Народ на кораблях, конечно, ворчал для приличия, но особо не расстраивался. Белок - он и в море белок! В конце концов, съесть его можно было и в более комфортных условиях - в каком-нибудь тёмном углу кубрика.

 

<noindex>1004373779.jpg</noindex>

 

При поедании корабельного сухаря важно было соблюсти простые правила. Определённый ритуал, если хотите. Прежде чем окунать галету в свой напиток постучите ею по чему-нибудь твёрдому, чтобы хотя бы частично изгнать из неё длинноносых жильцов. Для некоторых такая привычка становилась настолько обыденной, что по этой детали человека флотского легко опознавали на суше.

 

<noindex>1494373782.jpg</noindex>

 

Некоторым прибрежным районам Средиземноморья повезло: они так и не узнали железобетонный вкус корабельного сухаря двойной закалки. « Сокка », « Фрината », « Каленте », « Файна », « Турецкий горох » - названия разные, а суть одна. Говоря простым языком, это названия нута - гороха, который приехал к нам с Ближнего востока. Чищенный нут, если присмотреться, очень похож на ядро лесного ореха. Вдобавок, хорошо сушится, отлично мелется и легко превращается в муку.

 

<noindex>1484373784.jpg</noindex> <noindex>148-a4373783.jpg</noindex>

 

А мука из нута всегда была предметом торговли. Из-за неё всё и началось.

 

продолжение следует…..

 

 

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Однажды генуэзские моряки оказались застигнутыми внезапным штормом. Ветер вмиг лишил судно паруса вместе с мачтой, развернул бортом к волне и погнал в открытое море.

 

<noindex>1474373786.jpg</noindex>

Болтало сильно и долго. В трюме творилось черте что: мешки с нутовой мукой елозили, елозили и доелозились, бочки с оливковым маслом шатались, шатались и дошатались. Вдобавок ко всему в трюм просочилась забортная вода. Одним словом, когда через три дня команда открыла трюм, перед ними предстала ужасная картина: их бывший груз превратился в безобразную пасту. Но пах приятно! И дабы добро не пропало окончательно, было решено слепить из этой смеси лепёшек и подвесить сохнуть на солнышко. Результат превзошёл все ожидания. Лепёшки оказались такими вкусными, что их назвали вторым именем - « Золото Гизы ». Морякам Средиземноморья вкус европейского корабельного сухаря двойной закалки неизвестен.

 

<noindex>1514373787.jpg</noindex>

Только эпоха пара поколебала гегемонию сухарей во флотской пище. Постепенно корабли начинают оснащаться своими хлебопекарнями. Но это уже будет другая история.

 

<noindex>894373788.jpg</noindex>

 

*** *** ***

 

Но, как говорится, « не хлебом единым…». Работа на парусном судне, да ещё и на военном, да в крутую штормягу, требовала от моряка много сил. Взамен за это организм требовал много еды. Двумя сухарями и литром воды с уксусом, тут, вряд ли отделаешься. Требовалось что-то посолидней. Что-то вроде этого. А почему бы нет?

 

<noindex>111-a4373789.jpg</noindex> <noindex>1114373791.jpg</noindex>

 

Кости домашних животных, найденные археологами при раскопках погребальных драккаров, лишь подтвердили гипотезу о том, что викинги охотно брали в дальний поход живую скотину в качестве будущего жаркого. Хотя для этого следовало и пристать к берегу.

 

<noindex>534373792.jpg</noindex>

 

Да какие же, к чёрту, на песчаном берегу дрова, подумал я. Оказалось, викингам дрова были не нужны. На драккарах для такого случая всегда имелся запас сухого овечьего помёта. На нём и готовили. В Исландии до сих пор можно купить вот такого лосося копченого на овечьих чёрных катышках.

 

<noindex>1964373795.jpg</noindex>

Практика « скотного двора » оказалась настолько живучей, что продержалась на флоте несколько веков. Особенно у англичан. По разнообразию фауны на бортах они могли состязаться с нынешними зоопарками средней руки и отдалённо напоминали Ноев ковчег. Козам, свиньям, овцам - добро пожаловать. С курами, которые давали перед супом ещё и яйца, тоже было всё « all right ». А вот гуси на военном флоте не приветствовались из-за их бестолкового галдежа. Мы привыкли воспринимать голубей, как животных грязных, неких крыс с крыльями. Но дикий голубь « Вяхирь » под эти определения не попадал и загружали их на корабли в клетках десятками.

 

<noindex>764373796.jpg</noindex>

 

Английское Адмиралтейство оплачивало только говядину, поэтому представительство телят на кораблях British navy могло быть внушительным и даже регламентировалось особенными правилами. В своё время вот этот английский адмирал Эдвард Хок издал по своей флотилии приказ-рекомендацию: помимо положенных продуктов разрешалось разумное количество « живой провизии ». Разумным количеством на три месяца он определил 40 овец и 12 телят на одно судно.

 

<noindex>2164373797.jpg</noindex> <noindex>26292635604373800.jpg</noindex>

 

продолжение следует….

 

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

За остальной « зоопарк » платил экипаж и офицеры вскладчину. И если мелкая живность и птица дожидались своей участи в клетках и загонах, то козы, овцы и телята спокойно разгуливали по кораблю. Специально для них по бортам были развешаны сумки с зерном и крошеными сухарями.

 

<noindex>554373801.jpg</noindex>

Большую и малую нужду справляли они где придётся, чем выводили первого лейтенанта в бешенство. На торговом судне это было лишь одним из неудобств, не более. Хуже обстояли дела на кораблях военных, когда вся эта шатающаяся братия попросту путалась под ногами во время стычек. Поэтому команда: « Живность за борт » имела место быть на флоте.

 

<noindex>564373802.jpg</noindex>

 

Да что там парусный флот. Ваш покорный слуга лично был свидетелем у берегов Канады небольшой отары баранов в количестве 6-ти голов на рыболовном траулере типа БМРТ с портом приписки Поти грузинского пароходства. Они печально смотрели на меня из загона на верхней палубе. Как , или с помощью чего им удавалось обойти довольно жёсткие требования врачей - сие есть тайна великая.

 

<noindex>354373804.jpg</noindex> <noindex>364373805.jpg</noindex>

Покончив со свежим мясом, приступали к мясу копчёному. Хранилась оно дольше, правда до тех пор, пока тоже не начинало плесневеть во влажном трюме. Поэтому его ели во вторую очередь.

 

<noindex>1104373806.jpg</noindex> <noindex>1154373807.jpg</noindex>

 

И, наконец, мы добрались к продукту, который не одну сотню лет был практически идентичен на любом корабле, независимо от того, под каким флагом тот ходил. Любимые нам литературные классики, писавшие о морских приключениях, даже не старались как-то приукрасить этот факт. Другой вопрос, что мало кто из нас в детстве мог чётко представить себе эту еду, которая должна была отвечать основным требованиям: быть калорийной, как можно дольше оставаться пригодной к употреблению, быть как можно менее требовательной к условиям хранения и простой в приготовлении. Все эти проблемы решали белые кристаллы под названием соль.

 

<noindex>110-a4373808.jpg</noindex>

 

Отсюда и пошло название основного блюда моряка того времени - солонина.

 

 

Сублимированный продукт эпохи, который для сохранности всех его питательных свойств часто заготавливали прямо на берегу, где устанавливались огромные котлы. Сделать это было непросто. Домашняя живность тех времён была более « проблемной », чем сейчас: куры тощими, свиньи полудикими и даже опасными.

 

<noindex>112-24373809.jpg</noindex>

 

 

продолжение следует…

 

 

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Коров традиционно старались покупать ирландских. Они считались самыми лучшими по качеству в тогдашнем Королевстве.

 

<noindex>1194373810.jpg</noindex>

 

Куски не должны были быть больше 6-ти оптимальных килограмм. Варили их 4 часа на медленном огне, добавив в котёл морковь, репчатый лук, соль и перец. Затем мясо охлаждалось и плотно запрессовывалось в бочки, пересыпая каждый слой доброй порцией соли. А после того, как англичане урвали для себя « Жемчужину британской короны » Индию, а вместе с ней самое большое месторождение гималайской розовой соли, в метрополию потянулись корабли с этой солью. Но что в ней такого? Кроме понтов, конечно.

 

<noindex>1184373812.jpg</noindex>

 

Оказалось, что обычная каменка придаёт солонине грязно-бурый оттенок, так как соль розовая, давал розоватый цвет. Эстетика, млин!

 

На каждой бочке калёным железом выжигалась дата закладки. И лучшей солониной считалась та, которая была засолена два года назад.

 

<noindex>162-s4373932.jpg</noindex>

 

Но чем дольше солонина хранилась, тем твёрже она становилась. Порой настолько твёрдой, что судовые умельцы умудрялись вырезать из неё различные фигурки. К тому же, материал прекрасно поддавался полировке. Например, команда « Сириуса », того самого « Сириуса », который первым пересёк за 18 суток Атлантический океан без помощи парусов, преподнесла своему капитану набор шахматных фигур, как раз выполненных из говяжьей солонины.

 

<noindex>109-b4374049.jpg</noindex> <noindex>109-a4374051.jpg</noindex>

 

Простым матросам навряд ли были знакомы правила игры в шахматы. Зато правила первой настольной игры, она же - первая в истории азартная игра, им были хорошо известны. Суть её проста: несколько кубиков трясли в стакане, после чего вытряхивали на стол. Выигрывал тот, у кого получалась большая сумма очков. Отсутствие или потеря игровых косточек паники среди матросов не вызывала. Запасы судового сыра в скором времени тоже становились такими твёрдыми, что рубить их приходилось топором. Из сыра делали не только пуговицы, но и игральные кости красивого цвета слоновой кости.

 

<noindex>634374054.jpg</noindex> <noindex>1394374058.jpg</noindex>

 

продолжение следует…..

 

 

 

 

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Но всё равно, тропическое солнце и влага делали своё дело, превращая со временем солонину в нечто лишь отдалённо похожее на еду. Тогда моряки становились свидетелями картины, которую мастерски описал Алексей Силантьевич Новиков, он же Алексей Силыч Новиков – Прибой, в романе « Цусима ».

 

<noindex>1204374062.jpg</noindex>

« Каждую бочку, вытащенную из ахтерлюка, ( люк в кормовой части судна, ведущий в погреб для хранения провизии ) выкатывали на бак и там уже раскрывали с предосторожностью. Обыкновенно кок или артельщик обухом топора ударял по дну бочки и сейчас же убегал прочь, так как из образовавшихся щелей, пенясь и шипя, начинал бить фонтаном прокисший и забродивший рассол. По всей палубе распространялся такой отвратительный запах, что все зажимали носы. Только спустя несколько минут можно было снова подойти к бочке, чтобы закончить раскупорку дна. Сколько ни вымачивай солонину, она мало чем отличалась от разложившейся падали ».

 

<noindex>1214374064.jpg</noindex>

 

Перед употреблением солонину следовало вымачивать не менее суток. При варке такого мяса на поверхность всплывала пенистая и « жирная грязь », которую аккуратно собирали, подсушивали и скатывали в большие комки. Она шла на смазку блоков, которых на парусном судне было великое множество.

 

<noindex>50-24374696.jpg</noindex> <noindex>1614374698.jpg</noindex>

 

Например, парусник « Фермопилы », один из самых прославленных чайных клиперов 19 века, получивший у моряков второе имя « Океанская борзая », за то, что выиграла гонку у военного фрегата. Когда клипер устарел, моряки не стали отправлять его на разборку и дрова. В прекрасный полдень 13 октября 1907 года легендарный парусник отбуксировали на внешний рейд Лиссабона и торпедировали его двумя торпедами. Такой чести не часто удостаивались торговые суда. Расцвеченный флагами клипер под торжественные звуки оркестра скрылся в водах Атлантики. На нем было больше 7 тысяч различных блоков.

 

<noindex>1224374701.jpg</noindex>

Такое мясо требовало предварительной обработки по удалению соли. Казалось бы, чего проще: положил в воду и вся недолга. Но пресная вода на парусных судах была в ещё большем дефиците, поэтому использовали воду забортную. Это помогало, но существовало несколько неудобных моментов: воду следовало менять по определённой схеме: через час, через два, потом через три, шесть и 12 часов.

 

<noindex>1084374702.jpg</noindex>

 

Как говорится: не набегаешься с ведрами. Вариант: мясо в сетку, сетку за борт - подходил, но не во всех районах из-за наличия в них акул. Выход нашёлся, и он оказался весьма оригинальным. Мясо в сетке помещали в другую страховочную сетку, которая конструктивно располагалась под бушпритом у любого парусника - то самое место, обозначенное красными стрелками. Там оно вымачивалось самостоятельно, омываемое водой при каждом колебании судна.

 

<noindex>224374703.jpg</noindex>

 

продолжение следует….

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Небогатый выбор продуктов давал такое же количество « разнообразия » блюд. Традиционно меню тех времён выглядело так: варёные горох или бобы с солониной, а тушёные бобы с горохом и солониной считались уже новым блюдом. Готовилось быстро и просто - варка часа два без присаливания. Добавив сушёную морковь, репу или свеклу, получалась похлёбка, подозрительно напоминающая « дачный суп », он же - « батин суп ».

 

<noindex>1124374707.jpg</noindex>

Бобовые злаки были взяты не с потолка. Они и заготавливались легко, и считались продуктом высококалорийным, входящим даже в современные аварийные пайки. При варке забирали излишки соли с мяса. Другую часть соли забирали пресные сухари.

 

<noindex>1094374709.jpg</noindex> <noindex>109-b4374714.jpg</noindex>

 

 

Но особняком стояли два блюда. И версий их появления существует не меньше, чем кораблей, бороздивших моря в эпоху паруса. Поэтому перечислить их всех здесь было бы сущим безумием. Говорят: всё пошло от викингов. Но как-то не очень верится мне. Не верится и всё тут! Этим бравым парням, таким скорым на руку, проще было пришибить заболевшего, чем заморачиваться пол дня с готовкой. Но как бы там ни было, с норвежского « Лабскаус » переводится, как « легкоглотаемое ».

 

<noindex>133-a4374719.jpg</noindex>

 

И знаменитый - это не обязательно сложный! С ним справится любой из нас. Надо было только помнить некоторые национальные особенности этого блюда. Как то: англичане отдавали предпочтение говяжьей солонине, норвежцы предпочитали баранину, немцы традиционно склонялись к свинине и окороку.

 

<noindex>2184374722.jpg</noindex>

 

Шведы решили не париться над типом мяса и « положили глаз » на птицу, сильно разбодяжив блюдо солёной капустой и маринованной свеклой. После чего свейский Лабскаус стал подозрительно напоминать то ли украинский борщ, то ли русские щи.

 

<noindex>1754374726.jpg</noindex>

Мясо предстояло варить не меньше 4-х часов. После чего оно остужалось и крошилось ножом, как можно мельче. Не забывали добавить в него такую же измельчённую сельдь, и первый этап на этом заканчивался. Дальше требовались сухари, разбитые в пыль. Можно и вместе с их « жильцами » для придания блюду белковых калорий. Полученное разбавлялось водой до той степени, чтобы даже тяжелобольному было легко проглотить такой « мусс ». Если находился сушёный лук - считайте, что программа-минимум выполнена. А, не пожалев перца, обед получался поистине королевский. Для « убийства » запаха разрешалось добавить что-нибудь из алкоголя.

 

<noindex>1764374729.jpg</noindex>

 

продолжение следует….

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кто спорит, что успех любой экспедиции, в том числе и морской, во многом зависит от её тщательной подготовки. Не последнее место в ней занимает закупка провизии и продуманный рацион. Если это оказывалось не так, по каким-то причинам, то в дело вступал « Потаж », как венец морской кухни ушедших эпох.

 

<noindex>2214374748.jpg</noindex>

 

Хотя, голод - не тётка, проверено давно, и это слово заставляло содрогнуться любого моряка тех времён. На его фоне мятеж на броненосце « Потёмкин » из-за некачественного мяса кажется детской прихотью.

 

<noindex>127-a4374783.jpg</noindex>

 

Сюда шло всё, что представляло хоть какую-то пищевую ценность: забракованная ранее, но не выкинутая солонина, старые и вываренные по несколько раз кости, насквозь проеденные червями сухари, подмокшая и испорченная вот таким мучным хрущаком мука.

 

<noindex>130-a4374785.jpg</noindex>

 

Как мы успели заметить, все нужные ингредиенты были с давно просроченным сроком, если не сказать более прямо - протухшими или испорченными. Хорошо было бы добавить сюда что-то свежее. И такое свежее находилось. Только его надо было поймать в тёмном корабельном трюме. Есть письменное свидетельство, относящееся к тому времени, когда испанцы вовсю занимались грабежом обеих Америк. Но золото есть не станешь. На одном из судов за 82 суток перехода было уничтожено 4 000 крыс.

 

<noindex>1384374787.jpg</noindex>

Все эти рецепты, конечно, сегодня звучат дико. Но если на полном серьёзе, то все эти Лабскаусы и Потажи спасли не одну тысячу моряцких жизней. Если не больше!

 

<noindex>109-s4374793.jpg</noindex>

 

А что есть, когда нечего есть?

 

В английском языке есть такое выражение: « A Custom of the Sea », что на великий и могучий переводится как « морской обычай ». На первый взгляд безобидное выражение заключало в себе жуткий смысл, которое в Средневековом суде могло стать и вашим оправданием. Согласно ему, разрешалось употребить в пищу ближнего своего.

 

<noindex>214-a4374795.jpg</noindex>

 

И история знает такие моменты. Где-то тянули жребий, где-то тянуть его не давали. Но до того, как моряки начинали посматривать друг на друга с гастрономическим интересом, следовало приготовить ещё одно блюдо. Продукты, как таковые, для него были не нужны, а требовались только шкуры и ремни. Растоптанные « чоботи » тоже подходили.

 

<noindex>2144374834.jpg</noindex> <noindex>2154374836.jpg</noindex>

 

Катки корабельных пушек оббивались воловьими шкурами, чтобы не рвали деревянную палубу во время стрельбы - всё шло в котёл. Туда же нарезались и швартовые концы необычайной крепости, которые часто плелись из узких полос китовой кожи. Говорят, они давали блюду особенно дивный вкус, но предварительно перед варкой их надо было отбить чем-нибудь тяжёлым.

 

<noindex>1304374850.jpg</noindex> <noindex>131-b4374852.jpg</noindex>

 

продолжение следует….

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Была ли надобность готовить Потаж шведским морякам я так и не смог выяснить. Зато достоверно уяснил, что вместо этого « аппетитного » блюда, шведы лакомились не менее чудной едой, с такой же чудной историей.

 

<noindex>16-a4374856.jpg</noindex>

 

Путь любого корабля начинается с его строительства. Далее следует спуск на воду, а после - походы и походы по морям и океанам. За 300 лет с небольшим до того, как в Швеции появился известный автопроизводитель Volvo, страна успела прославиться другим транспортным средством. В своё время это был крупнейший военный проект XVII века под названием « Васа ».

 

<noindex>164374859.jpg</noindex>

Построенный по самым передовым технологиям « Васа » прославилась не громкими военными победами во славу короля, а как судно, затонувшее в свой первый День рождения. Даже не успев выйти из гавани. Вот злодейская судьба - пол часа в море, чтобы следующие триста лет пролежать в грязном илу. Пусть праздника тогда не получилось, зато нам достался корабль, полностью укомплектованный для похода. И продуктами в том числе.

 

<noindex>54374862.jpg</noindex>

 

Как и положено для морского государства, рыбу в Швеции боготворили всегда. Со свежей вопросов не было, а вот сохранить её было непросто. Соль в Средние века была ещё удовольствием дорогим. Пришлось научиться вычислять минимальную дозу, при которой рыба не сгниёт. Вот на этом балансе минимума и родился знаменитый « Сюрстрёмминг ». Забродившая селёдка, которую придумали, собственно, от безысходности, не только пришлась по душе шведам, но и стала национальным блюдом, готовая отправить в нокаут абсолютно любого не шведа.

 

<noindex>44374866.jpg</noindex>

 

Селёдка эта хоть нежная и мягкая, но пахнет так, что никакая ваша сила воли, ни какой лук с хлебом или чесноком, не помогут съесть подавляющему большинству из нас хотя бы половинку этого шведского деликатеса до приезда санэпидемстанции.

 

<noindex>84374869.jpg</noindex> <noindex>64374872.jpg</noindex>

 

Понятие деликатеса, как вы догадываетесь, в морском быту носит название весьма приблизительное. Он существовал для особых календарных дней и, пусть слово « пудинг » звучит несколько воздушно, он не всегда был лёгким и сладким десертом.

 

<noindex>1624374893.jpg</noindex>

 

Моряки были людьми суеверными всегда. Таковыми они остаются и сегодня. Морские приметы и традиции имеют многовековые корни и совершенно очевидно, появились не просто так.

- Не свисти - денег в доме не будет, - говорят на берегу.

На английском парусном судне прошлого века вам ничего не скажут, но это будет тем самым поступком, за который боцман огреет плёткой-девятихвосткой, без всяких сомнений. На флоте свистеть или насвистывать - к беде. Считается, что это может вызвать ветер, за которым последует непогода, буря или шторм.

 

<noindex>314374894.jpg</noindex>

 

продолжение следует….

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Любого матроса… кроме судового кока. Английским кокам во время приготовления пудинга свистеть не возбранялось. Так команда узнавала, что кок не ест вкусные ингредиенты этого блюда. А для этого блюда бралась густая овсяная каша, сваренная на жирном мясном бульоне с добавлением хлебных крошек, толченых орехов, изюма, и чернослива. Укладывалось все это в парусиновую сумку и варилось на водяной бане около получаса. Полученное часто нарезалось на кубики или пластины для создания некоего подобия крепости. Особенной популярностью пользовались башни замка Виндзор - резиденции английских монархов.

 

<noindex>162-b4374895.jpg</noindex> <noindex>1624374897.jpg</noindex>

 

Сверху башни наливали ром и поджигали. Считалось, что при такой технологии блюдо максимально раскрывает свои вкусовые качества. Его могли есть несколько дней, ведь благодаря жиру пудинг не плесневел и долго не черствел.

 

А что насчёт рыбы, спросят меня? Больше 35 тысяч разных рыб живут на Земле, и некоторые из них создают тысячные косяки. Не ленись - и будешь сыт! Но не так всё было просто.

 

<noindex>138-a4374899.jpg</noindex>

 

Часто добыча рыбы была банально физически невозможна. Это и конструктивная « пузатость » бортов. Правда, призвав на помощь сообразительность и технические средства того времени, можно было ловить вот так: выдвинув корабельную пушку.

<noindex>171-a4374900.jpg</noindex> <noindex>1744374903.jpg</noindex>

 

Оставался вопрос: сколько надо было проторчать на этой чертовой пушке, чтобы наловить достаточно рыбы для 100 человек? А для флагманского корабля адмирала Нельсона « Виктории », чей экипаж составлял немногим меньше тысячи человек?

 

<noindex>140-b4374905.jpg</noindex>

 

Таким образом « любительская рыбалка» совершенно не подходила в качестве источника пропитания даже для не самого большого судна того времени. Отсутствие мало-мальских рыболовных снастей - тоже не последняя проблема. Для многих океанских рыб загнутый гвоздь или такой крючок из деревяшки был почти как оскорбление.

 

<noindex>1404374906.jpg</noindex>

 

Но первое, что необходимо сделать для будущего обеда - это найти саму рыбу. И здесь было не так всё просто. Пусть у рыбы и не так много мозгов, но она всегда будет шарахаться от любой тени, неожиданно наезжающей не неё. Эта боязнь у них на генетическом уровне с детства из-за надоедливых пернатых хищников.

 

<noindex>1724374908.jpg</noindex>

 

продолжение следует…

 

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Некоторые рыбы оказываются съедобны только один раз. Причём, это именно те рыбы, которых легче всего поймать. Добавим сюда скудность знаний и получим прогнозируемый результат: летальный исход от отравления. У испанских моряков, известных своей религиозной одержимостью, имелись в арсенале специальные молитвы. Помогало, но не всегда! Те, кто был побогаче, прикладывали к незнакомой рыбе серебряную монету: если серебро чернело, рыба считалась ядовитой. Но были способы, не требующие серебряной наличности в кармане. Смотрели, садятся ли на рыбу мухи и другие назойливые насекомые, которых можно обнаружить даже посреди океана. Если мухи облепляли рыбу, значит, она годилась в пищу. Если же нет - рыбу оставалось только вернуть в родную стихию.

 

<noindex>1714374928.jpg</noindex>

 

Поэтому, при первой возможности, завидев берега, старались разжиться чем-то посвежее. Годилось всё. Так мореплаватели оказались причиной резкого снижения популяций или полного исчезновения некоторых видов. Представьте себе гигантского добродушного индюка. Около метра в высоту с пёстрой грудью и крючковатым, загнутым книзу клювом. Таким носом в пору было бить врага, да дичь разную терзать, но нет. Правда, некоторые источники отмечали, что птица очень больно кусается, но, наверное, было за что. Эти кроткие создания питались финиками, почками и орехами. По одной из версий, птицу назвали « додо » от слова « duodu », которое означает « идиот ».

 

<noindex>14374929.jpg</noindex>

 

Жила она себе припеваючи на острове и никого не боялась. Агрессии ноль, а уровень доверчивости зашкаливал. Ей даже летать было без надобности - зачем летать, ведь никакой опасности нет. И вследствие этой своей нелетучести, вымерли. Точнее - « их вымерли». Потому что на тот остров высадились португальские моряки, которые быстро смекнули, что Маврикийский дронт - золотая жила для пропитания. Двумя-тремя птицами можно было накормить целый экипаж диетическим мясом. А так как границ ни в промысле, ни в обжорстве люди напрочь не ведают, то вскоре птицу дронта сожрали всю подчистую. Причём, съели их настолько шустро, что долгое время учёные полагали, что додо всего лишь миф, придуманный моряками.

 

<noindex>24374934.jpg</noindex>

 

Жили-были… морские коровы. Почему морские? Потому что паслись на подводных лугах и ели водоросли. Морскую траву, то бишь. Ну как ели - перетирали её, как это делают все береговые коровы.

 

<noindex>3-a4374937.jpg</noindex>

 

Внешне это была огромная туша до восьми метров в длину, пяти-шести тонн весом и до шести метров в обхвате. Крупнее были только киты. Даже морские слоны нервно курили в сторонке. Следующее открытие звучало, как приговор: мясо морских коров не только вкусно, но и благодаря повышенному содержанию в нем соли не портилось долгое время. 27 лет морская буренка имени врача-натуралиста Георга Стеллера прожила после первой встречи с моряками. Беспрецедентная скорость расправки с целым видом.

 

<noindex>34374940.jpg</noindex>

Если заглянуть в « Словарь » Владимира Даля 1866 года издания, то на странице с буквой « ч » можно прочитать: « черепашина морской черепахи вкусная и здоровая пища моряков ». Откуда это было известно Далю выяснять не стану.

 

<noindex>2174374943.jpg</noindex>

 

А вот моряки, если оказывались возле Сейшельских или Галапагосских островов, старались загрузить в свои трюмы тамошних огромных черепах. Сложенные штабелем, они составляли, как бы, судовой аварийный запас. Мясное НЗ или прототип будущих консервов. А те, кто ещё пёкся о своём благосостоянии, выскабливали черепашьи панцири и нарезали из них гребни. Так что этот бизнес был не только сытным, но и прибыльным

 

<noindex>644374946.jpg</noindex> <noindex>64-a4374947.jpg</noindex>

Все мы когда-то читали приключенческие романы, где действующими персонажами были Северо-американские индейцы. И, наверняка, не раз наталкивались на тех страницах на забытое слово « пеммикан ». Это, когда мясо нарезалось на тонкие полосы, высушивалось и, с помощью двух камней, перетиралось в порошок. Для этого бралось то, что было под рукой: птица, оленина, медвежатина, речной лосось. Разумеется, индейцы не могло обойтись без мяса бизона. Для изготовления пеммикана оно пользовалось особым спросом.

 

<noindex>1344374948.jpg</noindex>

 

продолжение следует…

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Далее брали ягоды: чернику там, черёмуху, клюкву и поступали с ними так же, как с мясом. Смешивали два порошка и заливали топлёным животным жиром в соотношении 1:1 по весу и долго вываривали. Последний, после застывания, является консервантом для всего изделия. Конечный продукт обладает огромной калорийностью и внушительным сроком хранения.

 

<noindex>17-a-24374951.jpg</noindex>

 

Невероятно, но уже тогда задумывались над питанием для вегетарианцев. Для них мясо заменили на прожаренную кукурузную муку. Все пеммиканы неплохо грызутся, а залив горячей водой, можно получить довольно сытный суп - мясной или веганский.

 

<noindex>1364374952.jpg</noindex>

 

Производители пеммикана утверждают, что вес мяса для пеммикана уменьшается в пять раз. Отбросив всё несъедобное и твёрдое, из одного бизона можно было получить готового изделия порядка 40 кг.

 

<noindex>1374374955.jpg</noindex>

 

Интересно, сколько нужно было убить бизонов если, согласно судовым документам, эта американская китобойная шхуна, которая сегодня бережно сохраняется как музей, уходя на промысел на два года, загружала на свой борт 130-ти граммовых брикетов 4 тонны?

 

<noindex>67544884375106.jpg</noindex> <noindex>17-a4375107.jpg</noindex>

 

Что касается его калорийности, то здесь было все в полном порядке. История имеет любопытный пример, относящийся ко временам англо-бурского конфликта 1899 – 1902 годов. Тогда британские вояки, кроме положенного солдату того времени барахла, носили с собой на поясе неприкосновенный запас в виде двух спаянных жестяных банок. Это была смесь 120 гр пеммикана и 120 гр шоколада. Считалось, что эти две консервы обеспечивают 36-часовой пеший переход без чувства голода. Срок хранения этого НЗ составлял больше 10 лет. А вот употребить его солдат мог только по приказу офицера.

 

<noindex>1354375108.jpg</noindex> <noindex>135-a4375110.jpg</noindex>

 

продолжение следует…..

 

 

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И, если хлеб худо-бедно можно было превратить в сухари, а солонину, зажав нос, всё же употребить, то с водой вопрос на кораблях стоял наиболее остро.

 

<noindex>103-14375112.jpg</noindex>

 

*** *** ***

 

 

Слово « вода » для нас такое же привычное, как слово « воздух ». Вода является основным компонентом живых клеток, из которых состоит и наше тело. Поэтому без неё родимой, как известно: и не туды, и не сюды. Её нехватка сводит на нет все мечты о « вкусной и здоровой пище ». Издревле для морских волков парусного флота вода являлась дефицитом. Пресная вода самая-самая-пресамая ценная штука на корабле, которую употребляли только в пищу. И никому тогда не приходило в голову ею умываться.

 

<noindex>924375113.jpg</noindex>

 

Не станем брать во внимание воду, предназначенную для двух-трёх дней пути, хранящуюся в хрупких глиняных кувшинах, ненадёжных бутылках из тыкв, в сплетённых бочках из тростника, обмазанных глиной и прочих бурдюках. Как бы хороши они не были, но для далёких путешествий всё-таки не годились. Деревянная бочка подходила для долгих путешествий, как ни что другое.

 

<noindex>103-a4375114.jpg</noindex> <noindex>374375115.jpg</noindex>

 

Воду брали, в лучшем случае, из портовых колодцев, а в худшем - из ближайшей речки. Те хозяева, что держались за опытных матросов, часто шли на дополнительные расходы и привозили воду болотную. Так как вода из глубоких торфяных болот ( не путать со стоячими, « гнилыми » ) обладала антисептическими свойствами и хранилась вдвое-втрое дольше обычной, речной.

 

<noindex>1294375118.jpg</noindex>

 

 

Но мало было налить пресную воду в бочку, нужно было предпринять действенные меры по её сохранению. Конечно, бочки плотно закупоривались, но в зависимости от района плавания вода оставалась условно питьевой от месяца до трёх. Потом превращалась… вода превращалась… Оставьте в покое воду в дачной бочке на пару месяцев - она превратится в зловонную жижу, кишащую какой-то непонятной живностью.

 

<noindex>129-a4375119.jpg</noindex>

И если головастики, поселившиеся в такой бочке и смогут найти в ней что-нибудь съестное, то человек, кроме дизентерии, этого страшного бича моряков на протяжении 5 столетий, ничего другого в ней не найдёт. Это вам обязательно подтвердил бы тот самый пират сэр Френсис Дрейк, не скончайся он в 1596 году именно от дизентерии.

 

<noindex>1054375120.jpg</noindex> <noindex>1064375121.jpg</noindex>

 

Проблема ширилась, « размножалась » и перекидывалась на саму бочку. Стоило воде один раз стухнуть, как такая бочка в дальнейшем становилась рассадником грибков и бактерий. Пробовали обжигать бочку изнутри, но это помогало слабо, если вообще помогало.

 

<noindex>934375122.jpg</noindex>

 

Взялись оббивать бочки сначала свинцовыми листами, потом медными. Вода стала держаться дольше, но приобретала гадкий вкус. Исключение составляла лишь бочка из морёного дуба, в которой родниковая вода могла простоять до полугода. Но морёный дуб всегда был и остаётся сегодня материалом редким и очень дорогим. Пустая бочка обходилась дороже коньяка, влитого в неё.

 

<noindex>384375123.jpg</noindex>

 

Несколько таких бочек когда-то были подарены английским монархом адмиралу Нельсону. Человеку, который закрепил за Британией титул Владычицы морей.

 

 

продолжение следует…..

 

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Казалось бы, что кипячением можно было бы « продлить жизнь воде ». Но для нагрева 1 кг. воды до 100 градусов потребуется в среднем от 1,2 – 1,7 кг. дров. Теперь прикинем, что вот этот американский фрегат под названием « Конститьюшн », по документам брал запас воды в двухсотлитровых бочках - 140 тыс. литров. Понятно, что столько дров на военном корабле просто негде будет разместить. С углём цифры несколько меньше получаются, но тоже совершенно фантастические.

 

<noindex>394375132.jpg</noindex> <noindex>1014375133.jpg</noindex>

 

До изобретения морских опреснителей было ещё очень далеко, поэтому в Древнем мире подходили к проблеме опреснения очень изобретательно. Первым в списке, безусловно, был дождь. Некоторые капитаны специально прокладывали маршруты своих судов через зоны муссонных дождей. Воду собирали с помощью парусины и по рукавам направляли прямо в бочки.

 

<noindex>39-a4375135.jpg</noindex>

 

Вывешивали ночами за борт шкуры овец. Шерсть впитывала влагу, а утром, отжав её, получали пресную воду. Метод действенный, но подходил только для судов с небольшим экипажем.

<noindex>2134375136.jpg</noindex> <noindex>213-a4375139.jpg</noindex>

 

Но на той же американской « Конституции » напоить нужно было 400 человек. Это надо было бы увешаться овечьими шкурами, как говорится: от киля до клотика.

 

<noindex>404375142.jpg</noindex>

 

Там, где изготовить деревянную бочку не представлялось возможным, в виду отсутствия дерева, в ход шла особая трава под названием бамбук.

 

<noindex>81-a4375144.jpg</noindex> <noindex>814375146.jpg</noindex>

 

« Тару » нарезали нужной длины и рассверливали внутренние перемычки. Заполняли водой, а отверстия замазывали смолой. Способ и место хранения воды тоже удивляет своей оригинальностью. Бамбук с водой хранили под палубой - и от солнца закрыты, и постоянно охлаждается морской водой. Срок хранения такой воды - до полугода. Перуанцы использовали этот метод, когда пересекали Атлантический океан на своих плотах и были счастливы. Знаменитый путешественник Тур Хейердал знал про это, хотя, использовать его на своём базальтовом плоту всё-таки не решился.

 

<noindex>1674375589.jpg</noindex> <noindex>604375590.jpg</noindex>

 

продолжение следует….

 

 

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Первыми о сохранности воды озаботились римляне. Их галерные рабы потребляли очень большое количество воды. Это они первыми заметили, что 1-2 ложки винного уксуса на стакан воды продлевает ей жизнь на две недели.

 

<noindex>944375592.jpg</noindex>

 

Если снабжение сухопутных войск могло худо-бедно перейти на подножный корм, то в открытом море это было невозможно. Поэтому большинству изобретений в области консервации продуктов и воды мы обязаны как раз отважным мореходам прошлого.

 

Ещё не был открыт витамин « С », ещё не привёз картошку из Южной Америки Колумб, как кому-то неизвестному пришло в голову залить водой лимоны. Вернее, его родственника - лайм, для дольшей сохранности.

 

<noindex>194375593.jpg</noindex> <noindex>94-a4375594.jpg</noindex>

Он первым и заметил, как неожиданно увеличился срок сохранности питья, а сама вода приобрела приятный запах. Всё остальное было уже делом техники, и 300 грамм лимонного сока на 2 литра воды позволяли сохранить воду на неделю дольше. И не только воду. Лимонному соку тысячи моряков обязаны жизнью.

 

<noindex>103-24375595.jpg</noindex> <noindex>102-a4375596.jpg</noindex>

« Scorbutus » говорили древние греки. « Рот в язвах » - болезнь, которая унесла невообразимое количество морских душ. Гораздо больше, чем все морские сражения, штормы и катастрофы вместе взятые. Расшатываются и оголяются зубы, распухают дёсны и несчастный теряет способность есть. Недаром цингу называли « морской чумой ». Пока на английский линейный корабль « Солсбери » не получил назначение молодой шотландский врач Джеймс Линд.

 

<noindex>714375598.jpg</noindex> <noindex>1694375597.jpg</noindex>

 

После двух месяцев плавания судно оказалось до отказа забитым больными цингой. 12 страдальцев поместили в отдельный кубрик, разделив их на шесть групп. Питались они так же, как остальные члены команды, но в их рационе присутствовали некоторые нюансы. Это некоторых и спасло!

 

<noindex>1044375599.jpg</noindex>

 

Первая пара получала ежедневно по одному литру яблочного сидра - слабоалкогольного напитка, получаемого в процессе сбраживания яблочного сока. Вторым давали воду с 25-ю каплями серной кислотой. Третьим - шесть ложек уксуса. Четвёртая запивала обед стаканом морской воды. Пятой паре давали пасту из чеснока, зерен горчицы и слабительного. Наконец, шестая пара получала в день по два апельсина и один лимон.

 

<noindex>734375600.jpg</noindex>

 

продолжение следует…

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сегодня мы знаем счастливую пару, но тогда радоваться было ещё рано. Во-первых, лимоны и апельсины росли в странах, с кем Англия вела боевые действия. Во-вторых, исследования никому не известного врача выставляли дураками многих заслуженных придворных медиков, а признавать свою глупость им совсем не хотелось. Ведь это с их подачи считалось, что цинга происходит от сидячего образа жизни и застоявшейся крови. Мол, двигайся побольше, и болезнь отступит. В полном соответствии с этим воззрением больных заставляли бегать по палубе с пушечным ядром или пускали им кровь. Не удивительно, что такое лечение убивало больных быстрее и вернее, чем сама болезнь, и наработки Линда были благополучно забыты. Вернулись к уксусу. Тогда вообще практиковалось лечение кислотой. И неважно какая - хоть серная, хоть азотная, хоть уксусная.

<noindex>724375601.jpg</noindex> <noindex>72-a4375602.jpg</noindex>

 

Лимоны, как сильнейшее противоцинготное средство, пусть с трудом, но проложили дорогу к матросским желудкам. Ежедневная большая ложка лимонного сока натолкнулась у матросов на яростное неприятие. Многие упирались до последнего, и даже теряя последние зубы от цинги, отказывались пить « эдакую кислятину ». Проблему решили самым радикальным образом: каждодневная положенная чарка вина выдавалась лишь тому, кто выпивал норму лимонного сока. Практиковалось это на английском военном флоте, за что к матросам « приклеилась » презрительное прозвище - « лаймиз » т. е. « лимонник ».

 

<noindex>304375603.jpg</noindex> <noindex>30-a4375604.jpg</noindex>

 

 

А Колумба с картофелем я недаром вспомнил. Ведь, где едят картофель, там цингой не болеют. И там, где уважают щи из квашенной капусты, пусть даже эта капуста будет сушеной, тоже цинга не привяжется.

 

<noindex>1464375605.jpg</noindex> <noindex>146-a4375606.jpg</noindex>

 

Выправить ситуацию брались и французы - они создали первые примитивные фильтры. Работало это так: бралась пустая бочка и заполнялась до половины просеянным, мытым речным песком. Ведь речной песок гораздо крупнее морского. На него укладывали слоями парусину - вот вам самый примитивный фильтр. Безусловно, какое-то количество активных микробов, отвечающих за порчу воды, убивалось. А гнилостный запах тины очень легко убирался вином. Так мореходы многих стран постепенно подошли к роли алкоголя, как антисептика. И подошли они к правилам пития огненной воды очень толково: от слабого градуса к более сильному.

 

<noindex>674375607.jpg</noindex> <noindex>67-a4375608.jpg</noindex>

продолжение следует….

 

 

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

« Всё пропьём, а флот не опозорим » - фраза из песни Юры Визбора многими воспринимается, как буквальное описание жизни моряка. Матросы считались в Европе прожжёнными пьяницами. Но если проследить связь истории флотов с употреблением алкоголя моряками, можно найти очень интересные закономерности. Пока процветало каботажное плавание, а суда не отваживались терять берега из видимости, надобности в алкоголе не было - обходились взятыми запасами воды.

 

<noindex>1554375610.jpg</noindex>

Викинги сразу заметили, что пиво портится хуже чем вода. Анализ остатков жидкости на утвари, обнаруженных при раскопках В Исландии, позволил воссоздать рецепт древнего напитка - это было слабое ячменное пиво. Не имея в своём древнем составе хмеля, оно не обладало снотворно-успокаивающим эффектом. Скорее наоборот - это было высокотонизирующее средство.

 

<noindex>1564375611.jpg</noindex> <noindex>133-a4375612.jpg</noindex>

Но над тонизирующими свойствами алкоголя начинали призадумываться не только викинги. Когда-то галерный флот на Средиземном мое составлял основу всех военных судов. « Двигателем » на них были, как рабы и каторжане, так и вольнонаёмные. Во время изнурительных погонь гребцы имели привычку брать в рот сухарь, вымоченный в вине.

 

<noindex>414375613.jpg</noindex>

- Пряностей, драгоценных камней и жемчуга там столько, что покупать не надо! Подставляй корзины и собирай, - разглагольствовал в портовом шалмане поддатый португальский путешественник Васко да Гама ( для русскодумающих - Васька да Гама). Но нашлись добрые люди - донесли. Донесли на самый верх.

- За « базар» надо отвечать, а посему, давай присмотри себе наперсточников и фармазонов в местной тюряге, и вперёд… на Индию! - сказал первый министр.

- А через куды?

- Мне без разницы. Хочешь через афедрон ( старое название « пятой точки » у человека ), но лучше через Африку.

 

<noindex>434375615.jpg</noindex> <noindex>444375617.jpg</noindex>

 

8 июля 1497 года из Лиссабона вышло 4 корабля, в трюмах которых вина и воды было уже поровну. Прознав про это, извечные их конкуренты испанцы пошли ещё дальше и сделали ставку на 32-градусный херес.

 

<noindex>45-a4375619.jpg</noindex>

 

Французы начали поставлять на свой флот 43-градусный коньяк и выдавали аж по пол литра в день. Правда, « не долго музыка играла », и через некоторое время коньяк признали благородным напитком и заменили на кальвадос - обычную разновидность яблочного самогона.

 

<noindex>484375621.jpg</noindex>

 

Время продолжало бежать дальше, задачи мореходства усложнялись, а берега стали чаще пропадать за горизонтом. Алкогольные « пионеры » пиво и вино, уже проблему не решали - с ними был ряд сложностей. Оба эти напитка, особенно те, что предназначались для дешевого матросского стола, не особо дружили с продолжительным воздействием высокой температуры: пиво тухло и скисало через пару недель, вино имело привычку распадаться на осадок и винный уксус. Они перестали по своим « тактико-техническим характеристикам » устраивать мореходов. Требовалось что-то с ещё более долгим сроком хранения и покрепче. И такое « покрепче » появилось. Со сроком хранения, удовлетворявшим всех мореходов - вечно. Настало время затянуть морякам во всё горло: « Йо-хо-хо и бутылка рома ». Но слова эти родились не сразу…

- Вино - спиртное для мальчиков, портвейн - для мужчин. Но тот, кто стремится стать героем, должен пить бренди, - утверждал составитель первого толкового словаря для англоговорящих Сэмюэл Джонсон.

 

<noindex>2074375623.jpg</noindex>

 

продолжение следует….

 

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Разумеется, англичане экспериментировали со своим самогоном, под названием « бренди », но деньги в уме считать продолжали. Зачем было тратить свои ресурсы, когда желаемое можно получить за меньшее? Ведь до середины 20 века бритты оказались владельцами колоний на большей части Земного шара. Так на английском флоте появился, если прибегнуть к простому описанию, тот же самогон, только под другим именем - « Арак ». Из чего его гнали - это уже дело тёмное. Это мог быть и виноградный жмых, подгнившие сливы, инжир, финики и даже рис с лошадиным молоком. Бренди с Ближнего Востока начала поставлять кораблями известная Британская Ост-Индийская компания.

 

<noindex>2084375624.jpg</noindex> <noindex>208-a4375625.jpg</noindex> <noindex>2094375626.jpg</noindex>

 

Когда была захвачена Ямайка, про « арак » там слыхом не слыхивали. Имелось на острове пиво и вино, но его было да смешного мало. Зато рома было хоть залейся. И стоил « почти ничего », ибо делался чернокожими рабами. Одним словом, англичане, со своей алчностью и пушками, тут же свой выбор сделали.

 

<noindex>654375629.jpg</noindex> <noindex>65-a4375632.jpg</noindex>

 

Хоть Китай и Индию, по сути, можно назвать родиной рома, дальше « колыбели » дело там не пошло. Второе полновесное рождение рома произошло уже на Карибах. Ром, как алкогольный напиток, пришёл на флот с плантаций сахарного тростника, где несчастные рабы днём гнули спины под палящим солнцем на своего господина, а ночью всем табором проклинали и тыкали в его куклу-Вуду иголками.

 

<noindex>1594375634.jpg</noindex>

 

продолжение следует….

 

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Но это был ещё не ром как таковой, а только бражка, пока на неё не обратили внимание европейцы. Они решили превратить « бодягу » в нечто более чистое путём дистилляции. Результат оказался впечатляющий. Народ стал отчаянно « квасить », а казна ускоренно пополняться звонкой монетой. Жизнь на Карибах заиграла новыми красками. Почта не собиралась оставаться сторонним наблюдателем и даже выпустила марки, посвящённые перегону сахарного тростника в ром.

 

<noindex>1604375636.jpg</noindex>

 

Пусть крепость нового напитка оказалась далеко не пивной и даже не винной. « Лёгкие » сорта, характерные для кубинских производителей, доходили только до 57 градусов - для флота всё же он не подходил.

 

<noindex>1584375638.jpg</noindex>

 

А как английский морской интендант определял качество покупаемого рома для кораблей? Нет, не с помощью ареометра и не с помощью личной дегустации, а с помощью пороховницы. Смоченные ромом несколько крупиц пороха должны были загореться от открытого огня, а это происходило при его крепости не ниже 57 градусов.

 

<noindex>1934375640.jpg</noindex>

В приоритете был более « мускулистый » напиток с берегов Ямайки. 80-ти градусный ром и сегодня среди морской братии носит шутливое прозвище - « ракетное топливо ». Поэтому в некоторых авиакомпаниях такой ром занесён в запретный список опасных и горючих смесей.

 

<noindex>664375641.jpg</noindex> <noindex>66-a4375642.jpg</noindex>

 

- Я бывал в таких странах, где жарко, как в кипящей смоле, где люди так и падали от Желтого Джека ( от малярии ), а землетрясения качали сушу, как морскую волну. И я жил только ромом, да! Ром был для меня и мясом, и водой, и женой, и другом. И если я сейчас не выпью рома, я буду как бедный старый корабль, выкинутый на берег штормом.

Это откровения пирата XVIII века Билли Бонса из романа Роберта Стивенсона « Остров сокровищ ».

<noindex>474375643.jpg</noindex>

 

В течении нескольких столетий матросы британского королевского флота выстраивались на палубах около полудня в ожидании адмиралтейской чарки с ромом.

 

<noindex>684375644.jpg</noindex> <noindex>68-a4375645.jpg</noindex>

 

продолжение следует….

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тогда офицеры пили ром за здоровье своего короля или королевы исключительно сидя. Удивительное непочтение к королевским особам. Но это только на первый взгляд, если не знать традиций.

 

Однажды, когда король Англии Карл II находился на корабле, офицеры эскадры торжественно выпивали, произнося тосты за своего монарха. Король был мужчиной высокого роста и, поднимаясь вместе с офицерами во время речей, несколько раз крепко ударился головой о верхние балки кают-компании. В какой-то момент Его Величеству стало жалко свою голову, и он попросил офицеров не вставать, остроумно заметив:

- Господа, можете пить сидя. Ваша верность мною под сомнение не ставится.

 

<noindex>2104375661.jpg</noindex>

И стало так!

 

Ром имел, по крайней мере, один « козырь », бивший пиво и вино наповал. Напиток отлично убивал всякую заразу в протухшей воде и её снова можно было пить. Но чарка для рома, сама по себе, была не маленькая - полпинты, что-то около 0,284 литра. А почти 300 грамм 80-ти градусного рома - это уже кое что, даже для крепкого мужика.

 

<noindex>1884375666.jpg</noindex>

 

Собственно, из-за этих цифр всё и началось. Ими мир обязан новому напитку, « бриллианту » среди ромовых разновидностей, грогу.

 

<noindex>2014375667.jpg</noindex> <noindex>66-b4375668.jpg</noindex>

Историй появления этого напитка имеется несколько, но мне нравится вот эта.

 

Случилась она давным-давно, а точнее в 1740 году, когда корабли британской эскадры возвращались из Карибского моря, держа курс в Английский канал, то есть - в Великобританию.

 

<noindex>1894375669.jpg</noindex>

 

Адмирал похода Эдвард Вернон, зябко кутаясь в свою неизменную теплую накидку из грубой ткани « грогрэм », задумчиво мерил палубу шагами, привычно подмечая опытным глазом корабельную жизнь. Всё шло чинно и благородно. За бортом матерились по-английски дельфины, хохотали русалки и что-то кричал с соседнего судна удивительно трезвый Джек Воробей. Погода была не очень и периодически забрасывала на борт особо сильные волны, но матросы продолжали с остервенением драить палубу. Ничего не поделаешь: у старшего офицера свой распорядок дня, а у Нептуна - свой. Боцман, преследуемый чертями, сидел на грот-мачте и звал маму. Одним словом - был обычный судовой день.

 

<noindex>1904375670.jpg</noindex>

 

 

Который месяц адмирал Вернон пытался разрешить казалось бы не разрешимую задачу: как, не нарушая циркуляров Адмиралтейства « О нормах выдачи рома », окончательно не спиться. Ежедневная, почти 300 граммовая норма рома, была серьёзным испытанием даже для просоленных матросов его эскадры. Ведь 80 градусов и в Африке остаются 80-ю градусами. Корабли пахли ромом, похлёбка и каша тоже пахла ромом. Даже судовой кот, и тот пах ромом. Отсюда драки, отсюда разбитые носы и фингалы под глазами. Случалась и поножовщина. Пора было прекращать это, но адмирал не знал как. Да ещё этот затянувшийся шторм, а корабельный ром, разрази его гром, заканчивается. Посреди океана сложно послать кого-то за парочкой бочонков в ларёк. Адмирал почесал гордый британский нос, похотливо подмигнул сидевшей на якоре русалке и велел первому помощнику разбавить ром водой.

 

<noindex>1914375671.jpg</noindex>

 

продолжение следует….

 

 

 

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Помощник разбавил, попробовал, выплюнул и доложил адмиралу, что мерзость получилась несусветная. И если такое дать морякам, то с разбитыми рожами уже будут ходить они. Вернон не растерялся и велел разбавить ром кипятком, что сделало напиток более опьяняющим. А кинув туда щепотку сахара и выжав сок из старого лимона получили довольно сносный напиток. Английским бухарикам эксперимент понравился. Ну, а что? В холод согревает и успокаивает нервы. Опять же - русалки перестали мерещиться. Даже царапины заживляет, если промыть. И экономия алкоголя какая ни какая для Адмиралтейства.

 

<noindex>2024375672.jpg</noindex>

Лимонный сок, вода и собственно сам ром - получается « вино на трёх водах ». Это было его первым названием у английских моряков. Второе имя - « Старый грог », намекая на автора и на его адмиральскую привычку прогуливаться по палубе и в дождь, и в зной в заношенной накидке из материала « грогрэм ». Позже « старый » затерялось для краткости в истории, а Грог, этот ослабленный родственник рома, остался.

 

<noindex>1924375673.jpg</noindex>

 

Сегодня мы пьём грог, часто заменяя кипяток горячим чаем, а сахар - медом, даже не вспоминая старого адмирала в просоленной ветрами и потом накидке. Ведь классического рецепта грога на самом деле не существует. Это как борщ - каждый готовит, как хочет, лишь бы вкусно было. Просто должен быть крепкий алкоголь, что-то кислое и что-то сладкое.

 

<noindex>2034375675.jpg</noindex>

 

Традиция включения рома в ежедневный рацион пережила колонизацию и заселение Америки и две Мировые войны. Кажется, что без него британские моряки передохли бы от цинги, а пираты Карибского моря просто не появились, как явление. Казалась, что эта традиция непоколебима и вечна, но « мавр сделал своё дело, мавр может уходить ». 31 июля 1970 года, в « День чёрной чарки», многие матросы повязали головы чёрными лентами. В этот день была налита последняя порция рома за здоровье Её Величества английской Королевы, вероятно, добавляя в мыслях: « будь она неладна ». После чего чарки полетели за борт. Так британские моряки « хоронили » любимую традицию. Выдача рома перестала быть частью морской традиции. Её, в век электроники и компьютеров, заменили, смешно сказать - на какао.

 

<noindex>2004375676.jpg</noindex> <noindex>464375678.jpg</noindex>

 

Заграничные напитки российская казна не потянула бы, поэтому Пётр I заменил их на более дешёвый и привычный напиток. Так водка была введена законом в корабельный рацион со своими правилами и вытекающей традицией.

 

<noindex>1574375679.jpg</noindex>

 

О-о-о, что это была за традиция… И начиналась она за 15 минут до обеда с команды:

- Вино достать.

Боцманские дудки троекратно высвистывали на своих дудках особый сигнал: « К вину ».

 

<noindex>2054375680.jpg</noindex>

 

продолжение следует…

 

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...