Перейти к содержанию
Филателия - форум филателистов. Филфорум.


ПОРА ЗАВЯЗЫВАТЬ


Рекомендуемые сообщения

Это рассказ от имени двух людей, в котором тесно переплетаются многие человеческие профессии. Накрепко переплетенные узлами: знакомыми и не очень, простыми и самыми невероятными. Их объ-единяет здесь одно - эти узлы есть на почтовых марках.

 

 

ПОРА ЗАВЯЗЫВАТЬ.

 

Быт, да и вообще существование первобытного человека, невозможно представить без веревки. Как только из лиан, из отдельных полосок кожи или сухожилий уби-тых животных была получена веревка, он, видимо сообразил, что два конца можно соединить - так человек завязал свой первый узел. В дальнейшем ему всегда требо-валось что ? нибудь к чему ? нибудь привязать. Современный человек знает об узлах гораздо меньше. Для многих из нас вязание узлов - область далекая и не самая нужная. Завязать шнурки или красивый бант удается только после долгих трениро-вок. Пределом сложности становится обычный узел галстука, а чуть более слож-ный мы уже почтительно стараемся назвать: « морскими ».

 

post-5461-1342706395.jpg

 

Сегодня умение вязать узлы уже далеко не всегда требуется для выживания, однако это искусство остается атрибутом профессионального мастерства и высокого искус-ства. Даже в современном космосе, люди не могут обойтись без веревки - особого синтетического троса, который служит страховочным фалом при выходе экипажа из корабля в космическое пространство.

 

post-5461-1342706409.jpg

 

***

 

Все изделия, где имеются узлы, найденные археологами: будь то древняя модель судна, положенная в пирамиду фараона, обрывки рыболовных снастей или детали конской упряжи, объединяет одно - среди них нет ни одного неизвестного сегодня узла. А это значит, что изобретенный и оказавшийся удачным узел, уже не терялся во времени, а крепко - накрепко запоминался потомками. Людское племя охраняло умение вязать узлы, передавая его по наследству. За последние 200 лет неодно-кратно делались попытки удивить мир новым узлом, но при ближайшем рассмотре-нии оказывалось, что такой узел уже был известен или отличался настолько незна-чительно от базовой модели, что за новый его не считали. Кроме одного. Едва ли кто о нем слышал, хотя многие из нас с ним знакомы воочию. Скольких людей он приводил и, будет приводить дальше в восторг. Речь пойдет об известном аттрак-ционе - « Американские горки ».

 

post-5461-1342706421.jpg

 

Но начать хотелось бы с небезызвестного Козьмы Пруткова, оставившего нам фи-лософский афоризм: « Где начало того конца, которым оканчивается начало? ».

 

Имя немецкого математика Августа Фердинанда Мебиуса, возможно так и раство-рилась в человеческой истории, если бы не скандал, который жена закатила ему с утра. Не особо подбирая выражения, супруга пожелала уволить бездарную служанку, не способную даже правильно связать шляпную ленту. История не оставила сведе-ний - уволили служанку или нет, но Мебиусу пришлось рассмотреть тот злополуч-ный узел, который впоследствии вошел во все технические анналы как « лента Ме-биуса ».

 

post-5461-1342706434.jpg

 

В той ленте исчезает разница между внутренней и внешней границами поверхности ленты. Благодаря этому износ такой перевернутой на 180 градусов ленты, изготов-ленной для приводного ремня, намного уменьшается, потому что вся поверхность ремня изнашивается равномерно. Существуют специальные магнитофонные кассеты, изготовленные по такому патенту, и которые можно слушать, не вытаскивая кассе-ту, чтобы перевернуть дорожку. Такой эффект давно применяют в развлекательном бизнесе, где одна из трасс имеет форму гигантской « ленты Мебиуса ». И совсем не обязательно самому проноситься по тем дух захватывающим виражам. Конфигурация ленты отчетливо видна с земли.

 

***

 

Хотите эксперимент? При разговоре с приятелем, нет, ничего не надо делать специ-ально, положите перед ним кусок веревки и, продолжая неторопливый разговор, по-наблюдайте исподтишка, что будет происходить с его руками.

 

post-5461-1342706446.jpg

 

Разговор сам по себе останется разговором, а вот его пальцы, покрутив веревку на разный лад, непроизвольно попытаются связать ее в узел. Пусть это будут самые простые, пусть даже неправильные, но это будут узлы. В нас проснулись, и дают о себе знать древние инстинкты тысячелетней давности. Инстинкты наших предков - охотников и рыболовов. И скорее всего у человека далекого от вязания узлов, бу-дет получаться вот такой узел. Он известен любому человеку и настолько прост в изготовлении, что найти его в филателистических выпусках мне оказалось не под силу. Родоначальник доброй половины всех узлов - это не только самый простой, но и самый маленький по размеру. К нему как нельзя лучше подходит пословица: « Не велик узелок, да крепко затянут ».

 

post-5461-1342706455.jpg

 

В русском парусном флоте у него есть свое особенное название. Чтобы молодому матросику, оторванному вчера от сохи, было легче запомнить его « мудреное » на-звание, он часто проходил под именем - « калач ? узел ». Старорусское название со-хранилось от выпечки теста свернутого в виде этого узла.

Но на многих флотах он оставил о себе недобрую память под названием: « крова-вый узел ». В реестре наказаний матросов военных флотов прошлого фигурирует избиение за провинность линьками или плетьми, которые именовались « кошками ». Они представляли собой сплетенную из пенькового троса плетку, имеющею от семи до тринадцати косичек. Каждая из косичек заканчивалась « простым узлом », правда немного доработанным - он усилен вторым витком.

 

post-5461-1342706467.jpg

 

Туго затянутые, они прорезали кожу уже на третьем ударе, после двенадцатого уда-ра, косички от крови слипались, и боль становилась еще более нестерпимей.

 

В фильмах приключенческого характера герои частенько вынуждены покидать по-мещения не как все нормальные люди - через дверь, а стараются усложнить свой выход, спускаясь из окна по связанным вместе простыням. Можно даже не пытать-ся приглядываться в экран телевизора - по всей длине там будут навязаны « про-стые узлы ». Мгновенные в исполнении и, надежные, словно сталь.

 

Применяется и как вспомогательный узел. Что вы автоматически завязывайте на конце нитки, собираясь пришить оторванную пуговицу? Правильно - « простой узел ». А навязав таких узлов по всей длине веревки, вы тем самым сможете предохра-нить свои ладони от скольжения, значительно облегчив себе подъем, да и спуск любого груза. Но всегда надо помнить, что « простой узел », при всей своей при-митивности, относится к категории опасных узлов. Он настолько способен затягива-ется « насмерть», что нарушает структуру своих волокон. Если вам и удается распу-тать такой узел, то использовать в дальнейшем этот кусок веревки для серьезного крепления нельзя ни в коем случае.

 

« Простой узел » у африканских охотников из племени зулусов считается хорошим средством от болей в желудке. Я не шучу! Убив на охоте какое ? нибудь животное, они обязательно завяжут на его хвосте « простой узел » - это гарантия от отравле-ния, которую отмечают многие путешественники в своих дневниках.

 

***

 

Вязание узлов - это неотъемлемая часть человеческой культуры, пришедшая в наше время из глубины веков, где каждая культура вязала и свои узлы. Вязание узлов было не просто забавой - типа « удави соседа », узелки были языком, доступные только людям посвященным. Человек, идя по пути познания Мира, пробовал разные варианты сохранения и передачи накопленных знаний. Первая такая попытка - это наскальные изображения. Вторая попытка - это использование предметов, которые не передавали мысль, а лишь старались напомнить о ней. Отсюда и пословица: « завязать узелок на память ». Так появляется узелковая письменность, которая по праву считается одной из видов письма - его древнейшей разновидностью. Если по-смотреть на те времена совсем просто - то вместо сегодняшней компьютерной « болванки » использовали нить шнура, а носителем самой информации служили завя-занные в строгом порядке узлы. Перед нами музейная фотография одного из таких Южно Американских посланий. Скорее всего - это обычное узелковое письмо, с обычным повседневным текстом. На нем в своем большинстве навязаны « простые узлы ».

 

post-5461-1342706479.gif

 

Но дабы предохранить письмо от любопытных глаз, стали совершенствовать новые узлы, создавая из них замысловатые сочетания форм или целые композиции. Для кодировки стали использовать различные цвета нитей. В зависимости от окраски и порядка, в котором они были завязаны, определяли, о чем идет речь.

 

post-5461-1342706493.jpg

 

Система оказалась настолько совершенной, что была способна нести в себе не толь-ко речевые сообщения, но с ее помощью можно было передавать пятизначные чис-ла. Чтобы привести более наглядный пример, можно рассмотреть вот такую марку Японии, хоть и выпущенную совершенно по другому поводу, но удивительно напо-минающею: из чего складывается фрагмент такого письма - в данном случае, из трех цветных нитей и « простого узла ».

 

post-5461-1342706503.jpg

 

Узелковое письмо получает название « кипу », что в переводе означает - узел и процветало в районах доколумбовой Америки, распространенное у индейцев инки. На марке, выпущенной в честь столетия Всемирного почтового Союза, показан спе-циальный гонец - часка, который бежал от одного населенного пункта к другому с указами и сообщениями, выполненными этим способом.

 

post-5461-1342706511.jpg

 

Сегодняшние музеи мира располагают не больше тысячей образцов узелкового письма кипу. Некоторые удалось расшифровать, но большая часть продолжает оста-ваться для нас тайной. Одно из них, состоящее всего из тринадцати узелков, будо-ражит умы не только ученым, но и лихим кладоискателям. Вот эго история.

Когда испанские конкистадоры пленили последнего правителя империи инков, то потребовали от него баснословный выкуп. Правитель согласился, но это не спасло его от казни. Предвидя ее, он сумел послать из заточения узелковое письмо. С это-го момента, свозимое со всей страны золото словно испарилось. А там были такие вещи, как цельная золотая цепь, которую несли 80 носильщиков. Эти легендарные сокровища до сих пор будоражат воображение авантюристов со всего света.

 

/ продолжение следует /
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если с ранней письменностью в экзотической Боливии и Перу более или менее ученые разобрались, то вопрос была ли узелковая письменность на земле славян-ской - отнюдь не простой. Есть все основания полагать, что еще задолго до Кирил-ла и Мефодия, которых называют изобретателями славянской письменности, жители Средней Европы имели свою оригинальную систему письма.

 

post-5461-1342707034.jpg

 

Я тоже склоняюсь к такому мнению и вот почему.

Об этой письменности мы слышим от наших мам с самого раннего детства, затем сами пересказываем эту историю своим детям. Ну, вспомните! Как однажды Иван ? царевич неудачно пульнул из лука. Что из той стрельбы вышло и как разворачива-лись там дальнейшие события?

 

post-5461-1342707044.jpg

 

Прежде чем отправиться в путешествие, за потерянной женой ? жабой, он получает клубок ниток от бабы Яги - своеобразный древний путеводитель. Если хотите - не-кий аналог сегодняшнего автомобильного GPS карт ? навигатора. И как знать, может тот не простой клубок, катясь перед ним, разматывался, а Иван ? царевич считывал с него узелковые записи и таким образом узнавал, как ему сподручней добраться до своего места.

 

post-5461-1342707053.jpg

 

Не о клубковой ли письменности идет речь? И кто знает, может баба Яга по со-вместительству являлась еще и неким библиотекарем « библиотеки клубков ». У древних отмечено, что нитяные клубки хранились в специальных берестяных коро-бах. Возможно, отсюда пошло известное выражение: « наврать с три короба », то есть дать ложную клубковую информацию. И не в память ли о тех древних узел-ковых письменах остались в нашем фольклоре другие пословицы: « связать два слова », « хитросплетенный сюжет », « что знала, то сказала, как на нитку нани-зала ». Или вот часто встречающееся выражение: « семейные узы ». Порою, они за-плетены такими узлами, что надо быть поистине профессионалом, чтобы знать, как, и за какой кончик подергать, чтобы эти узы развязались.

 

***

 

Чтобы успешно ориентироваться в пространстве, люди всегда стремились построить модель этого самого пространства, чтобы знать, где они находятся. Первые путевые карты - это устные предания, когда в форме рассказов или песнопения передавалась дорожная информация. Но схематичное изображение было всегда более наглядно. В Лондонском Музее в зале Океании имеются несколько, так называемых, « прутико-вых карт ». Древние мореходы пользовались ею еще в VIII веке до нашей эры.

 

post-5461-1342707082.jpg

 

Знаками на нем служили ветки пальм, соединенные между собой узелками, с помо-щью сухой травы. Именно на « простом узле » - самом незамысловатом и незатей-ливом держатся те замысловатые послания, хранящие в себе и расстояния между островами и местонахождение опасных рифов, но и даже сведения о попутных те-чениях. Столь значимое событие в истории человеческого мореплавания не могло остаться незамеченным для почтового ведомства Америки. В правом углу как раз показана такая туземная карта, бывшая в ходу на Маршалловых островах.

 

post-5461-1342707093.jpg

 

Обучение такой капитанской навигации стоило недешево. Длилось оно от 3 до 4 месяцев. Карты считались секретными, разглядывать которые не имел права даже сам вождь.

 

***

 

В обиходе мы часто сталкиваемся с задачей: « как это надежнее привязать » и, не мудрствуя лукаво, вяжем все это на два узла, наивно полагая, что такое крепление и будет самым надежным. Знакомый всем нам узелок.

 

post-5461-1342707101.jpg

 

В России он получил свое название: « бабий узел », в связи с тем, что испокон ве-ков женщины завязывали им концы головных платков. Усвоив его с детства, люди настолько уверовали в его непобедимость, что слышать, о чем - либо другом и не хотят. А, тем не менее, если говорить серьезно, то этот узел за всю историю унес немалое количество человеческих жизней. Узел, запрещенный во многих отраслях человеческой деятельности, но стоит лишь пропустить свободные концы веревки вместе и параллельно, как перед нами рождается король узлов - « прямой узел ». Предназначается для быстрого связывания порванной или двух веревок, обязатель-ным условием которого будут - их одинаковая толщина и то, что ходовые концы - это те самые, которые нужно связать, должны находиться в одной плоскости, если присмотреться в рисунок этого африканского блока.

 

post-5461-1342707109.jpg

 

Если это не так, как на фото, то перед нами узел, получивший название: « воров-ской узел ». История его интересна и поучительна.

 

post-5461-1342707116.jpg

 

Она переносит нас на флот той державы, которая именовала себя не иначе как « Владычица морей ». С первого взгляда он почти не отличается от « прямого узла » и кажется, что он ему сродни. Но ходовые концы выходят из узла по диагонали. Он появился на английских военных кораблях, когда хищение собственности счита-лось делом обычным. Это сделать было совсем не трудно - все свои незамыслова-тые вещи матросы хранили в мешках, на который замок не навесишь. По устояв-шейся традиции мешок завязывали на « прямой узел ». Воришки в основном были из числа вечно голодных новобранцев и крали у своих старших товарищей кора-бельные сухари. Сделав свое черное дело, воришка старался повторить на мешке хозяйский узел, но по неопытности завязывал вместо прямого узла узел воровской.

 

« Прямой узел » пришел к нам из древности. Он первоначально носил имя мифоло-гического героя: Геркулеса. Сын громовержца Зевса с детства обладал фантастиче-ской силой. Как-то развлекаясь с не вовремя попавшим под руку львом, он вытрях-нул животное из шкуры и с тех пор таскал ее вместо плаща, завязав на груди осо-бенным узлом. Так к нам пришел « Геркулесовский узел ». Узел, оставивший и продолжающий оставлять свой след в человеческой истории. В филателии такой узел встречается чаще всего, и это не удивительно. На выпусках посвященных ска-утскому движению - он является одновременно их эмблемой.

 

post-5461-1342707123.jpg

 

Многие художники стараются разместить « прямой узел » на своих миниатюрах, как символ надежности и особой прочности.

 

post-5461-1342707133.jpg

 

/ продолжение следует /
Изменено пользователем E. MIKELSON
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И его особая прочность не могла остаться незамеченной в тех районах нашей Пла-неты, где наличие большого количества оврагов и быстрых рек в горных районах способствовало развитию навыков строительства мостов. По случайному стечению обстоятельств - это оказалось уже знакомое нам государство Перу. Такие мосты предназначались для передвижения не только людей. Они выдерживали вес перево-димого по нему скота и повозок. Отличались абсолютной надежностью. Срок экс-плуатации некоторых доходил до нескольких сотен лет. Их история удивительна и тесно переплетается с нашими узлами.

 

post-5461-1342707591.jpg

 

Из всех видов древних мостов самым замечательным сооружением являются древне-перуанские подвесные мосты, техника натягивания которых, опережала инженерную мысль тогда на несколько веков. Их иногда называют « плетеными мостами », а их строителей: « вязальщики мостов ». Эти подвесные мосты делали из толстых, словно тело змеи ? анаконды, тросов, которые плели из волокон листьев американской ага-вы, соединяя между собой « прямым узлом ».

 

post-5461-1342707601.jpg

 

Из ? за большой тяжести тросы трудно было транспортировать, поэтому индейцы плели их прямо на месте, предназначенном для постройки моста.

 

post-5461-1342707608.jpg

 

В это трудно поверить, глядя на такие толстенные канаты, но они сплетены вот из таких листьев агавы, которые перед вами на марке Кении.

post-5461-1342707616.jpg

 

В Европе оно больше известно под именем: Сизаль.

 

В XVI веке в Испания начала вывозить из своих колоний Южной Америки различ-ные диковинные вещи. Так моряки познакомились с новым видом материала, кото-рые использовали для привязывания своих судов в порту. В морском обиходе такие канаты называются: швартовы. Удивительно крепкие они верой и правдой служили морякам не одно столетие, пока их не вытеснили синтетические тросы. Удивитель-но было и то, что канаты те были сплетены из растения. А так как название этого растения было неизвестно, то называть его стали: « сизаль » - по названию мекси-канского порта: Сисаль, где производилась загрузка судов. И хотя сорт растения вскоре определили, как американская агава - первоначальное название « работает » и поныне.

 

***

 

Парусное судно, летящее над волнами, зрелище согласитесь завораживающееся. Но стоит только закончиться ветру, как вся эта красота на мачтах опадает, словно про-колотый воздушный шарик. Все - вы попали в штилевую зону. Хорошо, если такая погода простоит пару дней, а если пару недель? Моряки всегда слыли народом весьма суеверным. В такие моменты доведенным до отчаяния мореплавателям раз-решались неслыханные в обычные дни дела - им разрешалось посвистеть на палубе или поскрести судовую мачту ножом. От желающих, говорят, не было отбоя. Когда все способы исчерпывались, в ход пускалось более серьезные вещи.

 

В эпоху парусного судоходства существовали особые мастера « нечистой силы », специализировавшиеся на изготовлении так называемых: « узлов ветра ». Всякий уважающий себя капитан парусника и помыслить не мог, выйти без такого « силь-ного » талисмана в море. В Морском музее Лондона выставлена парочка таких та-лисманов. Небольшой черный мешочек, завязанный тремя, вот такими « прямыми узлами ».

 

post-5461-1342707624.jpg

 

Почему, именно тремя? Согласно преданиям, инструкции на сей счет были чрезвы-чайно просты. Считалось, что эти колдуны « хорошего ветра » способны заточать силу ветра в три узла - такой силы ветер, достаточный для успешного маневрирова-ния парусным судном. Надо было встать лицом в ту сторону, откуда нужен был ветер и, прочитав особое заклинание, развязать первый узел. Начинал дуть умерен-ный ветер. Второй узел вызывал сильный ветер, а третий настоящий ураган. С ура-ганами шутки были плохи, поэтому к последнему узлу прибегали только в крайних случаях.

 

Ведьмы с северных островов Шотландии с успехом торговали завязанными в узелки носовыми платками с ветром. Здесь применялась немного иная тактика. На платке был всего один « прямой узел ».

 

post-5461-1342707634.jpg

 

Во время безветрия его следовало потихоньку ослаблять, пока не добивались нуж-ной силы ветра. А вот обратно затягивать и прятать такой платочек на будущее, уже было нельзя. Вещица была одноразовая. Поэтому перед каждым новым выхо-дом в море приходилось покупать новый платок. Неплохой маркетинговый ход, од-нако!

***

 

Стоит присмотреться к этому узлу, как видно, что от нашего « прямого узла » его отличает лишь наличие дополнительного третьего витка в нижней его части. Вот они для сравнения.

 

post-5461-1342707643.jpg post-5461-1342707652.jpg

 

А кому довелось пройти через операционные муки, испытали действие такого узла на себе. Перед нами « хирургический узел » и никак не иначе. Им до сих пор пользуются хирурги для завязывания нитей лигатур при остановке кровотечений и для сшивания тканей и кожи. Такой узел хирург вяжет в перчатках с помощью за-жима. Прежде чем выставить здесь эту фотографию, я взял на себя смелость попы-таться завязать такой узел с помощью тех зажимов??. Ну, в общем, - хирурга из меня, явно, не получится, как не получилось завязать даже половинку « хирургиче-ского узла ».

 

post-5461-1342707662.gif

 

Но узел хорош и довольно распространенный в быту. Вспомните, как одному не-удобно бывает обвязывать упругий пакет или тюк. Первоначальный узел никак не хочет затягиваться и норовит все время ослабнуть, хоть коленкой прижимай. Стоит только начать обвязку « непослушного » пакета » с трех витков на первом узле, как проблема будет решена.

 

***

 

В разные времена оно называлось по ? разному: квадратное плетение, узелковое кружево, плетевое узорочье. Сегодня для нас более знакомо слово - макраме. Вид декоративно ? прикладного искусства, основой которого является плетение узелков. И наш « прямой узел » - есть главная основа этого искусства. Возможно, что дивные вологодские кружевницы станут открещиваться от названия « прямой узел ». Может он у них называется совсем другим именем, но стоит показать им этот узел « вжи-вую », как тут же они все подтвердят, что « прямой узел » им очень даже знаком при работе вот над такими изделиями.

 

post-5461-1342707673.jpg

 

***

 

« Через речку цепкие лианы провели несокрушимый мост.

Там качаться любят обезьяны, окрутив вокруг лианы хвост ».

 

Когда сверкающие лимузины стремительно проносятся по многокилометровым мос-там, современники испытывают чувство гордости по поводу достигнутого прогресса. Между тем история возникновения мостов является одновременно историей цивили-зации и принадлежит к древнейшим достижением человечества. Где без узлов нам было не обойтись. Даже сегодня вы можете оказаться вот в таком месте, где мост покрыт мхом так, что скользят ноги. Доски, настеленные поверх лиан, тихо потре-скивают. Куски дерева от них отваливаются и падают в бездну. Вы отчаянно цеп-ляетесь за трухлявые поручни, стараясь не смотреть в зияющую под ногами пусто-ту. Предательски подкатывает тошнота, ведь создается иллюзия стремительного дви-жения самого моста, а река кажется нам неподвижной. Такие или почти такие ощущения испытывает цивилизованный человек, впервые ступив на подвесной мост из лиан.

В экваториальных и субэкваториальных районах заниматься тяжким трудом плетения подвесного моста не надо. Здесь, на счастье, произрастает 99 % удивительного рас-тения - лианы, что давало возможность выращивать мосты. С французского слово « liane » означает « связывать ». А раз так, то до наших узлов - рукой подать.

 

И первый наиболее гибкий представитель, который нужно упомянуть - это ротанго-вая пальма. Являясь самым длинным растением в мире - длина некоторых достигает 200 метров, пальма имеет идеально гладкий ствол без сучков и боковых веток. Она великолепно гнется с любую сторону. Европейцы, в основном, знакомы с ней вот в таком виде - в виде сувенирных изделий.

 

post-5461-1342707684.jpg

 

Или в виде кресел-качалок, на которых любят отдыхать бабушки и дедушки. А все потому, что кресло, изготовленное из ротанга, очень быстро принимает форму на-шего тела. Такой эффект сравним лишь с современными анатомическими автомо-бильными креслами в престижных автомобилях.

 

В природе лианообразная ротанговая пальма представляет собой величайшее дости-жение примитивного строительного искусства. Не поддается разрушающим воздейст-виям тропических дождей. Не уступает самым высокопрочным материалом. И внеш-ний вид, которого, напоминает гигантский гимнастический канат, словно предназна-ченный для строительства.

 

post-5461-1342707692.jpg

 

Время строительства такого моста составляет 10-15 лет до того, как по нему смогут спокойно передвигаться люди. Продолжительность жизни этого моста около 500 лет, они же - 5 веков. Достигая в длину до 30 метров, способны выдерживать на себе вес 50 человек.

 

post-5461-1342707705.jpg

 

Эти основательно и прочно сплетенные мосты, имеющие форму вытянутой в длину полукруглой корзины и часто доходящей до плеча человека, представляют собой надежное средство для переправы через реку или пропасть. Перетянув на другой берег самые толстые ветви ротанга, делают основание моста, по которому нужно будет идти. Две следующие лианы пускают чуть выше - это перила. Всю конструк-цию оплетают более тонкими лианами, стараясь придать форму гигантской люльки.

 

post-5461-1342707715.jpg

 

Для пущей крепости с близлежащих деревьев опускают новую порцию лиан, кото-рые вплетают уже в мостовые перила. С каждым годом корни деревьев растут, а мосты становятся все прочнее.

Постройка такого уникального сооружения, как подвесной мост, требовало и уни-кального узла. И такой узел существует - « лиановый узел ». Уникальность его со-стоит в том, что простое переплетение дает очень крепкую связку. Не скользит при нагрузках, а заменить вышедшую из строя лиану тоже очень легко - стоить только, сдвинуть в сторону сам узел, как он рассыпается. Из ? за такого свойства « лиано-вый узел » не получил широкого распространения в других областях. Им удобно соединять, растущие навстречу друг ? дружке, ветки дикого винограда. В узле нет острых углов, и растение такая вязка не портит.

 

post-5461-1342707724.jpg

 

***

 

« Коровий узел » из блока Словении, незаменим при выпасе крупнорогатого скота - отсюда, собственно говоря, и его имя.

 

post-5461-1342707734.jpg

 

Несмотря на столь прозаическое название, этот узел оказался в почете у многих профессий. В более современных подвесных мостах они вывязываются на перилах и двумя своими концами помогают крепить всю конструкцию.

 

post-5461-1342707743.jpg

 

Вот он виден справа на укрупненной фотографии.

 

post-5461-1342707750.jpg post-5461-1342707757.jpg

 

/ продолжение следует /
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну и конечно же, быть такого не может, чтобы рыбаки не оставили свой след в искусстве вязания узлов, а заодно и в филателии.

 

post-5461-1342708508.jpg

 

Как известно, любой узел ослабляет веревку. Прочность ее на разрыв уменьшается как раз в том месте, где вяжется узел. И лопается она, как водится, в самый не-подходящий момент. Коль это происходит, мы не занимаемся поисками нового под-ходящего троса - этим можно заняться позже. С помощью двух « простых узлов » рыбаки быстро сращивают порванное место. Такой узел в каталогах получил назва-ние: « рыбацкий узел ».

 

post-5461-1342708518.jpg

 

Быстрое и надежнейше соединение двух веревок или двух порванных тросов одина-ковой толщины. Обязательно одинаковой! Существует и нормативное время вязки такого узла - 3 секунды для синтетических веревок и 5 для металлических тросов.

 

post-5461-1342708526.jpg

***

 

Сегодня мы с трудом можем представить себе, что такое бурлацкий труд. В любую погоду, по песку и камням, через кустарник и прибрежный камыш, приходилось тащить против течения груженные товаром баржи. Если великий Репин попытался через свое искусство передать нам дыхание той эпохи, то мы попытаемся связать его творчество с нашей темой.

 

post-5461-1342708534.jpg

 

« Бурлацкая петля », она же « упряжковая петля » или « пушкарский узел », говорят своими названиями сами за себя - кто туда впрягался чаще всего. Для примера можно вспомнить того же художника Илью Репина и его картину: « Переход Суво-рова через Альпы ».

 

post-5461-1342708545.jpg

 

С помощью этого узла русская армия втащила сначала свою артиллерию на гору, а потом их спустила оттуда. Ведь узел рассчитан на применение в любую сторону. Может вязаться как на конце веревки, так и на ее середине.

 

post-5461-1342708555.jpg

 

Несколько завязанных подряд узлов образуют удобную лестницу для подъема или спуска по отвесной стене. Тут надо помнить, что узел « любит » крепкие руки. Опасные ошибки: некрепко затянутые узлы. При резко приложенной нагрузке незатяну-тый узел имеет тенденцию переворачиваться и некоторое время скользить вдоль троса.

 

post-5461-1342708562.jpg

 

***

 

Назначение этого архитектурного сооружения скаутов мне не известно. Сильно сма-хивает на сторожевую башню или помост для

оратора.

 

post-5461-1342708571.jpg

 

Но чтобы это ни было, почтовое ведомство Норвегии сумело преподнести неплохой сюрприз. Разумеется, здесь не обошлось без узла. Скажу еще больше - их здесь не-сколько, но разговор про самый первый узел, начнем, пожалуй, вот с этого блока Танзании. Поверьте, он имеет самое непосредственное отношение к нашей теме.

 

post-5461-1342708578.jpg

 

Перед нами обыкновенный удав или, как его именуют по латыни - Boa Constrictor. Эта неядовитая змея способная тремя петлями своего тела сжать и убить жертву намного больше себя. Вот этот самый Constrictor нам и будет нужен. Потому что так называется узел, с которого рекомендуется связывать жерди, если нет под рукой гвоздей - « узел констриктор ». Уложив нужные жерди на землю, их первоначально связывают « констриктором», потом обвязывают для усиления обычной шпулечной вязкой - виток к витку. Установив вертикально, раздвигают жерди на нужную вам ширину. Впрочем, на укрупненном скане все прекрасно видно по позициям.

 

post-5461-1342708587.jpg

 

« Констриктор »: узел - удав известен во всем мире и является одним из самых сильно затягивающихся узлов. Хорошо затягивается на круглых, не имеющих ост-рых углов предметах. Его, как правило, не пытаются даже развязывать - его просто разрезают. Такими узлами пользовались диверсанты, ходившие в тыл врага за « языком ». Кусок крепкой веревки находился в правом заднем кармане моего армей-ского маскировочного халата / я правша по жизни / точно для этих целей.

 

post-5461-1342709719.jpg

***

 

Всем известно - Восток дело тонкое. А их базары - дело вообще тончайшее. Здесь не только пристают, зазывают и не дают прохода. Здесь, при правильном поведе-нии, можно узнать вещи весьма поразительные. Возьмем марку Камеруна.

 

post-5461-1342708602.jpg

 

Почему? Да, просто, она взята из моей прошлой жизни, когда доводилось бывать на ковровом базаре столицы Камеруна - Дуале. Ковры там, в отличие от лукавой Европы, натуральные, добротные и совсем не дорогие. Ведь, как мы выбираем себе ковер? В основной своей массе, мы руководствуемся его расцветкой, напрочь забы-вая, что ковер - изделие чисто узелковое. Так вот там, хозяин считает своим долгом не только предстать перед вами лично, но после положенных восточных приветст-вий, обязательно укажет на количество узелков на квадратном дециметре. Соврать у него не получится. Вплотную к его лавке находиться лавка другого продавца, кото-рый с удовольствием поправит своего конкурента. В лучших коврах их более 7 000 тысяч, а в худших - всего около 700 узлов. Не стесняйтесь спросить про эту не всем известную особенность.

 

***

 

Сознаем ли мы это или нет, но мы всегда окружены различными знаменьями и знаками, хоть стараясь в повседневной суете отмахнуться от таких подсказок судь-бы. Запутавшись в отношениях, мы ощущаем случившееся, как узел, порой затяги-вающийся на нашей шее. Ведь узел - вещь еще и магическая.

 

Стоит лишь вспомнить человека по имени Гордий, который в религиозном порыве сконструировал изящную конную повозку, посвятив ее богам. Составляющим эле-ментом повозки был узел, который оказался до чего замысловат, что распутать его никто не мог. Как выглядел тогда тот узел, история до нас не донесла. Осталось только его название: « Гордиев узел », вошедший в обиходную речь и обозначавший некую неразрешимую проблему. Хотя и ту проблему одному человеку и удалось разрешить. Александр Македонский слыл человеком занятым. Война занимала его все свободное время и, возиться с распутыванием разных узлов ему было не досуг. Короткий взмах клинком дамасской стали разрубил знаменитый « Гордиев узел ». Деяние того отразилось в сегодняшней поговорке: « разрубить Гордиев узел ». Нет узла - нет проблем!

 

***

 

Строгие, симметричные, а нередко витиеватые и очень сложные по своей форме ри-сунки узлов издавна использовались в прикладном искусстве. Портные нередко бра-ли их для отделки дамских бальных платьев. Так родилась красивая легенда, о кра-сивом узле. Историки утверждают, что у Жозефины, супруги императора Бонапарта, в услуженье был отставной матрос французского флота. Таким узлом он подпоясы-вал свой кушак, когда хотел произвести впечатление на императорских кухарок. Вскоре сама Жозефина обратила на узел внимание и с успехом стала применять его в своих одеждах. Как бы там не было - « узел Жозефины » один из немногих уз-лов, обязанных своим рождением Франции.

 

post-5461-1342708611.jpg

 

Многие завязанные, но не затянутые узлы использовались как декоративный элемент военной формы. Вот, пожалуйста, марка государства Венгерского и укрупненный фрагмент этого фарфорового гусара.

 

post-5461-1342708619.jpg post-5461-1342708625.jpg

 

Появились различные разновидности этого узла. Вот русская версия, вышитого на офицерских чакчирах - так называются гусарские штаны из цветного сукна.

 

post-5461-1342708632.jpg

 

Во всех морских каталогах - это « плоский узел ». Узел отлично держит и, что осо-бо важно на флоте, в мокром состоянии. Есть небольшое но?? Стоит лишь не-правильно или не туда пропустить всего одну веревку, как узел из супер надежного превращается в смертельного врага - рассыпается при малейшем натяжении.

Великолепный по исполнению и такой же по красоте плоский узел на норвежской марке - « тройной плетеный ». Заниматься вязкой такого узла можно лишь в свобод-ное от вахт время, когда хочется удивить кого-то из знакомых.

 

post-5461-1342708640.jpg

 

Если имеется такое желание, вот укрупненная его правая часть, где последователь-но, по позициям дано его исполнение.

 

post-5461-1342708648.jpg

 

К декоративным узлам относится и « трех петельный узел ». Он эффектно смотрится на концах веревок штор или занавесей.

 

post-5461-1342708657.jpg

 

/ продолжение следует /
Изменено пользователем E. MIKELSON
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хоть все узлы родились на твердой земле, изобретателями самых хитроумных и на-дежных узлов оказались моряки. Ведь именно им приходилось чаще всего иметь дело с ними. Их причудливые названия режут слух и сбивают с толку, но в них таиться мудрость многих предыдущих поколений моряков всех стран. Морской узел - конструкция особенная и воплощает в себе сочетание здравого смысла, простоты и надежности. Они быстро вяжутся и легко ? одним рывком, раздергиваются, как говорят моряки. Этим морской узел принципиально отличается от всех остальных узлов.

К расцвету парусного флота в морском деле насчитывалось почти 500 узлов. Петр I умел вязать самолично 70 морских узлов. Эту цифру он и ввел в Морской устав, как обязательную для всех матросов своего парусного флота. Дворяне же, служив-шие офицерами на судах, сдавали отдельный экзамен на знание этих узлов. Неради-вых царь Петр велел сечь неправильно связанными узлами.

 

post-5461-1342709800.jpg

 

В мореходных училищах изучают 36 обязательных узлов. Гражданские профессии используют не более десяти. Рыболовы-любители применяют еще пару, тройку осо-бых узлов. Альпинисты и туристы знают 15 ? 20 узлов. Любители макраме обходятся всего десятью узлами. В арсенале фокусников и иллюзионистов не более 3 ? 4 уз-лов.

 

***

 

Крылатые выражения, полюбившиеся поговорки уже давно вошли в наш обиход. Особняком в той группе стоят и « нелюбимые » поговорки. Ну, например, у саперов это будет поговорка: « одна нога здесь - другая там ». Альпинисты ни за что не затянут на привале песню, в которой есть такие слова: « узелок завяжется - узелок развяжется », как и не станут легкомысленно относится к следующему нашему уз-лу.

 

В английской морской технической литературе его часто именуют: « King of Knots » - король узлов. Далеко не каждый узел сравнится с ним в количестве положи-тельных свойств, которыми он обладает. С учетом сферы его применения и отлич-ных качеств узел по праву носит королевский титул - и на твердой земле и на зыбкой палубе любого парохода.

 

post-5461-1342709809.jpg

 

Люди, не знакомые с морской терминологией, могут подумать, что название « бесе-дочный узел» происходит от глагола « беседовать » или от существительного « бе-седка ». Архитектурные корни имеются, было бы глупо отказываться, но архитекту-ра с морским уклоном. Морская беседка - небольшая деревянная доска ? платформа, служащая для подъема человека на мачту или опускания его за борт при покрасоч-ных ли ремонтных работах. Два конца этой доски и будут крепиться беседочным узлом, а все сооружение и будет иметь общее название - беседка. На этом узле есть смысл остановиться поподробней.

 

В жизни всегда может пригодиться умение быстро завязать беседочный узел вокруг своей талии. Это нужно уметь делать одной рукой, одним непрерывным движением кисти, в темноте, за 2 ? 3 секунды. Умение на первых порах отрабатывается обыч-ной тренировкой, затем тренировка немного усложняется. Слово « усложняется » подразумевает обычный подзатыльник или его многочисленные разновидности. Старые боцмана при этом приговаривали:

 

Булинь - не женская забава, а ты вязать его взялся,

А ну пошел отсель, салага, покуда кровь не пролилась!

Булинь развяжется бесшумно, и крик растает в тишине.

Не доверяйте молодому крепить страховку на спине.

 

post-5461-1342709819.jpg

 

Да - « булинь », еще одно из названий этого уникального узла, спасшего не одну моряцкую жизнь. И мою, если хотите, в том числе ??

 

« Ну что, салажня, запомнил все....? Не сдрефишь?.? Ну тогда иди, обнимемся », с ухмылкой произнес старый боцманюга, в секунду обвязав меня своими узловаты-ми пальцами беседочным узлом. Подтянув веревку к себе под мышки, оставив узел за спиной, я подошел к открытому портику в борту китобойца. Еще пенился деся-тиметровый провал черной воды между китовой тушей и бортом. Перегнувшись че-рез релинги ограждения штурманской рубки, кэп отдавал последние команды на ма-невр судна. Семь метров?.. Четыре?.. Два?? Все. Наш китобоец мягко навали-вается на черную лоснящеюся тушу кашалота. Я лучше сдохну, чем не прыгну?.. И словно отрезая все мои страхи, раздается заливистый голос старшего помощника: « первый пошел ». Все?.. Первый - это я. И я пошел??

 

Давно это было. Но тот самый первый прыжок на китовую тушу не забудется ни-когда. Как невозможно забыть и те ощущения - податливой упругости гигантского тела, бывшего еще час назад, морским зверем, полным сил и гигантской мощи. Моя задача - добежать с пустотелой металлической трубкой до легких кашалота и навалившись на ее всем своим весом, воткнуть жесткий метал в податливую плоть, чтобы накачать кита воздухом. Самое главное не скатиться с немного скользкого тела к судовому борту. « Наковальня » из 500 тонного китобойца и стотонной кито-вой туши, обычно, не оставляет, порой, никаких шансов.

Он удивительно просто вяжется. Никогда не скользит вдоль троса. Сам не развязы-вается и легко развязывается, когда это нужно. Поэтому основное назначение бесе-дочного узла - это обвязка человека для его подъема или спуска.

 

post-5461-1342709826.jpg

 

Веревка с такой незатягивающейся петлей может с успехом заменить временный ошейник или поводок для собаки.

 

***

 

Появившийся более шести тысячелетий назад, парусный корабль был немыслим без веревок, которым крепились мачты, поддерживались реи и паруса. В основе оснаст-ки любого судна с парусным вооружением всегда лежали узлы. Сегодня многие уже считают, что нет смысла тратить время, отправляя молодых людей в учебные плавания на парусниках. Но что может заменить шум, который рождается в глубине деревянного корабельного корпуса? И кто знает, о чем скрипит сосновая корабель-ная мачта, когда в ее паруса ровно давит ночной бриз?

 

Ревет Балтийское море. Жестокий норд - вест гонит черные горы ? волны, ломает их белые шипящие гребни и превращает и море и небо в беснующийся холодный серо ? синий хаос. Сонную тишину кормового кубрика разрывают звонки колокола гром-кого боя. Едва замирают его трели, как оживает черная коробка внутренней судовой связи и короткое слово: « аврал », вырывает тебя из теплого мира койки. Привычная сутолока быстрого одевания. Схватив страховочный пояс, мчишься по крутому тра-пу наверх, туда, где гуляет пронизывающий ветер, туда, где сегодня хлещет мелкий надоедливый Балтийский дождь, туда, где замерли возле своих мест все 140 курсан-тов ? практикантов барка « Товарищ ».

 

post-5461-1342709834.jpg post-5461-1342709843.jpg

 

Туда, где через короткое мгновение прозвучит красивая, как само море команда: « Пошел все наверх, рифы брать ». Именно « пошел », а не как иначе. Обращение ко всем сразу и одновременно к каждому. Заученным движением перехватываешь вере-вочную перекладину мачтовых вант и только успеваешь подумать про себя: « глу-пец ведь тот, кто нам завидует на берегу ». Ты лезешь « брать рифы »??.

 

post-5461-1342709851.jpg

 

Любое парусное судно движимо ветром. Но эта красивая « гора » парусов имеет и свою слабую сторону - деревянные мачты, реи и ткань парусины, имеют свои преде-лы прочности. Когда усиливается ветер, становится необходимым уменьшить по-верхность парусов, чтобы не получилось, как вот с этим прекрасным судном - кли-пером « Ариель ». Неоднократный победитель престижных чайных гонок, пропал вместе со всем экипажем в 1872 году. Некоторые источники утверждают, что он совершил знаменитый « кувырок через голову » и ушел под воду под всеми пару-сами, не оставив после себя ни малейшего следа. Слишком много было поставлено на кон в тех гонках, чтобы позволить убрать паруса.

 

post-5461-1342709859.jpg

 

Чтобы этого не случилось, и « берут рифы », подбирая и складывая особым образом паруса. Для этого нам очень подойдет рисунок на камбоджийском блоке. Вот сам блок.

 

post-5461-1342709868.jpg

 

А это увеличенная та часть парусов, на которых отчетливо видны завязки: риф ? сезни. Художники весьма редко отмечают такие мелкие детали на своих миниатю-рах, хотя они имеются на всех парусниках, без исключения. С их помощью, выбрав вручную часть или весь парус, обвязывают его « рифовым узлом ».

 

post-5461-1342709876.jpg

 

В жесткий шторм, чтобы не лишиться парусов, а то и самих мачт - судно убирает паруса и ложится в дрейф.

 

post-5461-1342709885.jpg

 

Он очень схож с « прямым узлом », за исключением того, что при вязке второго узла делают бант, при рывке за который, узел мгновенно развязывается.

 

post-5461-1342709892.jpg

 

А чтобы совсем стало понятно, узел имеет и чисто береговое название: « узел с одним бантиком ». Вы пользуйтесь им каждый день, завязывая шнурки на ботинках. А узел с двумя бантами будет называться уже: « двойной рифовый ».

 

***

 

Ткачи называет его « ткацкий узел ». Почти все ткацкие узлы созданы в первую очередь для мгновенного связывания при обрыве нити, для обеспечения бесперебой-ной работы ткацких станков. Главные требования, предъявляемые спецификой про-изводства к такой операции, - это быстрота, с которой можно его завязать, и ком-пактность узла, обеспечивающая свободное прохождение соединенной нити через станок. Опытные ткачи связывает его буквально за секунду, не останавливая при этом станка. Называют его по-простому: « ткацкий узел ».

 

post-5461-1342709900.jpg

 

« Родной брат » ткацкого узла был заимствован моряками в своем первозданном ви-де и стал надежно служить им. Название пришлось поменять на « шкотовый узел ».

 

post-5461-1342709906.jpg

 

Шкотами, традиционно называют веревочные снасти, идущие от углов паруса для их раскрепления. Отсюда и соответствующие команды для управления парусами: « травить или выбирать шкоты ». Для того, чтобы при неожиданных порывах ветра узел сильно не затягивался моряки применяют « брам-шкотовый узел ». Вот он на спецгашении Германии. Судя по дате на штампе - это самый « свежий » из узлов.

 

post-5461-1342709916.jpg

 

Воплощение морской надежности и береговой простоты. Отличается от базовой мо-дели, наличием второй петли.

 

/ продолжение следует /
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Узлы, завязанные на таком « тленном материале », как веревка из растительных во-локон, кожи или сухожилий убитых животных, по мнению археологов - редкая на-ходка. Но, тем не менее, время сохранило нам несколько обрывков сетей и кусков веревок с завязанными на них узлами. Экспонаты из музеев Скандинавии свиде-тельствуют нам о том, что сначала древние рыбаки плели безузловые сети. Но та-кие сети постоянно расползались, и вся добыча благополучно уплывала обратно в море. Заметив позже, что если нити не просто перекидывать, а еще и перекручи-вать, то сеть становится прочней. Так первые рыбаки приступили к изготовлению узелковых сетей.

 

post-5461-1342710600.jpg

 

Узлы постоянно совершенствовались, и сегодня сети умеет вязать не только чело-век, но и машина, скрепляя сетное полотно между собой для прочности « шкотовым узлом ». Но тяга к прошлому, все же, живет в нас неистребимо.

К каждой рыболовной снасти человек шел своим путем проб и ошибок, постоянно оглядываясь на того, кто никогда не позволял себе делать ошибки. Идеи матери всего живого - Природы, совершенны; и открываются лишь тем, кто внимателен к ней. Одним из самых прочных материалов в мире считается паутина. Ее эластич-ность и прочность таковы, что если бы можно было сделать паутину, сохранив при этом все ее свойства, толщиной хотя бы с карандаш, то на ней легко можно под-весить танк.

 

post-5461-1342710609.jpg post-5461-1342710617.jpg

 

***

 

В дневнике известного этнографа, биолога и русского путешественника Николая Ни-колаевича Миклухо ? Маклая есть интересная запись.

post-5461-1342710625.jpg

 

« ?.. найдя жилище тропического паука ? птицееда, папуасы тут же вырубали побег молодого бамбука и, согнув его в форме большой петли, приставляли ее вплотную к паутине этого огромного паука. Паук, думая, что бамбуковая рама - это часть его владений, и очень скоро оплетает ее прочной паутиной. Сняв эту раму, туземцы могут ловить ее рыбу??».

Большинство жителей Европы в такие рассказы верят с трудом. Местных пауков с их паутиной приходилось видеть многим - порвать ее не составляет труда. Разуме-ется, и папуасы ею не пытаются промышлять акул. Да и средней паршивости евро-пейская щука, тоже справится с тем бамбуком и паутиной. Но вот такой окунь кра-савец грамм на 150, а, то и на все 200, ту сеть может и не пробить.

 

post-5461-1342710633.jpg

 

Не верите? Тогда читайте то, чему я сам был удивленным свидетелем.

 

Ничто береговое не чуждо морякам. Наличие на морских судах собак, кошек и обезьян разного калибра всегда приветствовалось, приятно скрашивая тяжелый мо-ряцкий быт. Литературные источники, опять же, неоднократно отмечают присутствие сидящего на капитанском эполете попугая и нашептывающего на хозяйское ухо ко-ординаты несметных сокровищ. Эти пауки - птицееды появились на судне, по ? ви-димому, забравшись по швартовым концам в одном из австралийских заходов. Не-которое время, они ничем себя не проявляли, но вскоре после отхода в море удар-но занялись своим привычным делом - сплели паутины и приступили к охоте. Ме-стонахождение каждого из них вычислить было не сложно - по истошным воплям увидевшего их. Еще бы - роскошный мохнатый зверюга с человеческую голову. Там есть, на что смотреть и удивляться.

 

post-5461-1342710639.jpg

 

Но у боцмана нашего было на этот счет свое мнение, подкрепленное приказом старшего помощника ? « зайцев » долой с парохода. Чем ему приглянулся один из них, трудно сказать, но он поселился под спасательной шлюпкой, куда не могли залетать морские брызги. Спасательные средства - вотчина и заведование боцмана, потому паук по устоявшейся морской традиции получил кличку: « Дракон ». А вот судовая кошка по кличке « Рында » - так было выгравировано на ее медном ошей-нике, ходила с нами от самого Калининграда, и аккурат произвела на свет двух ко-тят перед описываемыми выше событиями. Паук ? птицеед кошаками не питается, но боцману несколько раз приходилось вытаскивать запутавшихся в ней месячных котят, где под шлюпкой у них был организован кошачий туалет. Паутина золоти-стого цвета, невероятно клейкая и удивительно прочная. Крутанувшись в ней пару, тройку раз, котенок самостоятельно освободиться из нее уже не может. Под паль-цами взрослого человека паутина рвется с видимым усилием.

***

 

Лассо не есть изобретение американских пастухов ? ковбоев. Владеют они им вирту-озно - с этим нельзя не согласиться, и по логике должно напрашиваться его назва-ние, типа: « ковбойский узел ».

 

post-5461-1342710647.jpg

 

Но, увы! Узел называется: « хонда » и относится к древнейшим узлам. Принцип его работы основан на самозатягивание при натяжении и использовался в первобытных силках ? ловушках. Затем его стали использовать при креплении тетивы к луку. Кстати, канадские ученые и вырубили из-подо льда отлично сохранившийся лук древнего охотника с таким узлом из сухожилий северного оленя.

 

post-5461-1342710655.jpg

 

Аркан для набрасывания вокруг желаемой цели с последующим его затягиванием появился чуть позже, когда веревка стала

длиннее, а главное крепче. С такой тех-никой знакомы народы Севера, да и степные татары владеют арканом не менее виртуозно ковбоев.

 

post-5461-1342710665.jpg

 

Соберетесь расставить силки или поупражняться в метании на досуге, блок Гамбии вам в помощь - здесь по позициям показана вязка такого лассо.

post-5461-1342710672.jpg

 

Стоит запомнить одну важную деталь, которую я подсмотрел в Австралии - веревка, из которой делается аркан, должна быть как можно глаже. Тут подойдет прочный фал - разновидность веревки, заплетенная особым способом.

 

***

 

« Выбленочный узел » известен с Тутанхамоновских времен - ручки третьей двери, ведущие в его усыпальницу, были завязаны между собой на этот узел. В 1920 году под городом Выборг археологи нашли остатки самой древней плетеной рыболовной сети с каменными грузилами и поплавками из сосновой коры. На этих остатках от-четливо виден « выбленочный узел ».

 

post-5461-1342710679.jpg

 

В парусном флоте выбленками называются тонкие торосы, крепленные к вантам и образующие ступени веревочной лестницы для подъема на мачту. Именно по ним, ловко перебирая руками и ногами моряки « взлетают » на мачту для работы с пару-сами.

post-5461-1342710686.jpg

 

При затягивании вокруг круглого предмета, будь то дерево или мачтовый рей, дер-жит очень прочно, но стоит ослабить веревку - крепление распадается само собой. При травмах ребер, когда есть подозрения, что ребро сломано, а эластичного бинта в судовой аптечке нет - этот узел великолепно его заменяет. Проверено на себе!

Магазинные изделия частенько оказываются до конца не продуманными. Пытаясь приладить любимому чаду качели, мы сталкиваемся с проблемой - как бы понадеж-ней их закрепить. От этого зависит здоровье вашего ребенка и ваша репутация па-пы, если хотите. То, что вы справитесь с ней - никто не собирается брать под со-мнение. Узел, на который потрачено около километра веревки, обматывается вокруг перекладины пару сотен раз. Верю - вязка « железобетонная ». Но существует специ-альный узел - « качельный », который является небольшой разновидностью нашего « выбленочного узла ». Я умышленно стараюсь показать узел, не затягивая его, чтобы было легче отследить последовательность его вязки.

 

post-5461-1342710694.jpg

 

Если вы надумайте сделать на даче или во дворе своего дома качели - не ищите другой узел.

 

/ продолжение следует /

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Существуют множество узлов, именуемых « штыками ». Все они легки в исполне-нии, надежны и при необходимости без труда развязываются. Каждый оборот ве-ревки только увеличивает надежность крепления и, усиливая трение, препятствует ее затягиванию, облегчая тем самым его развязывание.

 

post-5461-1342711203.jpg

 

От себя добавлю, что он неплох при установке палатки, когда нужно установить растяжки, закрепляя их за колышки. Рекомендую в качестве дополнения закрепить свободный конец, вышедший из узла обычным « простым узлом ». Не стесняйтесь сделать три петли подряд или четыре. Помните, что весь узел будет работать, как отличный амортизатор. К примеру - одно дело, когда вам надо отбуксировать авто-мобиль приятеля до гаража, тут подойдет стандартный буксировочный трос. Совсем другое дело, если машина того же приятеля оказалась застрявшей в грязи или кана-ве. Здесь буксировочный трос, желательно уменьшить по длине, а, навязав с обоих концов по несколько петель, вы сможете « гасить » ими автомобильные рывки. Че-тыре шлага способны удержать ваш плот или лодку на стоянке в походе, даже в очень сильный ветер.

 

Из славной « штыковой » серии рожден узел, который великолепно работает в тан-деме с вишневым деревом. Неплохо он смотрится и под абрикосовым деревом, но, вот жалость - абрикос на Чудском озере не произрастает. Я о садовом гамаке, под-вешенном на дачном участке в тенечке с помощью « коечного штыка ». На протя-жении многих столетий постелью для матросов служила парусиновая подвесная кой-ка в виде гамака с тонким матрацем из крошеной пробки. Днем койки в скатанном виде вместе с подушкой, одеялом и простыней хранились в так называемых коеч-ных сетках вдоль борта на открытой палубе и служили надежным бруствером от ядер и шрапнели во время боя. Вечером их несли вниз и подвешивали. Завязывание узла для подвешивания койки - дело серьезное. Здесь нужно применить такой узел, который бы не затягивался, легко развязывался и надежно держал. Самое главное, чтобы он не распускался сам под действием непрерывной качки.

 

post-5461-1342711210.jpg

 

***

 

На марке вроде бы и узел, но какой-то больно странный. Вы правы - этим узлом закрепить что-либо нельзя. Мы подошли к большой группе узлов, не предназначен-ных для связывания. Оказывается, существуют и такие узлы.

 

post-5461-1342711219.jpg

 

Вспомните, что вы делайте, если кусок веревки для решения вашей проблемы ока-зался длинноват? Вам приходиться пропускать его через весь узел, постоянно пута-ясь в длинном конце веревки. Окончательно промаявшись и вконец запутавшись, вы быстро решаете проблему с помощью острого ножа, отрезая ненужный кусок. Про испорченную веревку как-то вспоминать не хочется.

Так поступают те, у кого под ногами нет палубы, и рядом не околачивается судо-вой боцман. А он, смею вас уверить, всегда оказывается за спиной, когда требуется укоротить веревку. Поэтому большая разновидность узлов получила общее название: «укорачивающий узел ». В данном случае - этот узел, впервые описанный в 1594 году, получил название « колышка ». У англичан - это « баранья ляжка ». Когда вы видите, что на старой веревке есть потертости, то правильно начинаете сомневаться в ее дальнейшей надежности. Для этого применяют такой узел, тем самым исклю-чая, слабое место из общей работы троса. Но помимо прямого применения, узлы становятся элементами для большой группы особых узлов. Узлов имеющих магиче-ское значение. Вавилонские маги считались способными задушить свою жертву на расстоянии с помощью узелков, завязанных на веревке. Чтобы навести порчу, кол-дуны в поле на несжатой ниве завязывали узел, называемый в народе « залом ». Так и наша « колышка » оказалась в этой группе.

 

Веревка всегда играла важную роль в кочевой жизни цыган. Сегодняшние потомки уже утратили это мастерство.

 

post-5461-1342711228.jpg

 

А ведь совсем недавно цыгане прекрасно владели искусством плетения веревок из растений Для этих целей, во время сенокоса, они занимались сбором мятлика луго-вого. Из травы плели нитки длиной 30 ? 35 метров. Затем брали несколько таких ниток и получали самую настоящую и довольно крепкую, веревку. А какой цыган, я вас спрашиваю, без ворожбы? Наш узел « колышка » у цыган получает новое имя и новое мистическое значение: « брачный узел ». Такие узлы во множестве на-вязывали на кибитку молодоженов.

post-5461-1342711239.jpg

 

Центральная петля узла окружена с двух концов веревки дополнительными петлями, образующими единый узел, который тем крепче, чем ближе друг к другу будут его петли.

 

Но все - таки Восток продолжает удерживать первенство в категории мистических узлов. Эти узлы относятся к числу тех, которые « не работают » сами по себе, они « работают » только тогда, когда человек обращает на него свое внимание, и только тогда, когда человек знает, что символизирует данный узел, направляя свою собст-венную энергию в развитие какой-либо идеи.

 

post-5461-1342711248.jpg

 

В этом современном изделии отчетливо просматривается китайский четырехсторон-ний узел: « лотос », вязанный из двух веревок. Он имеется на купоне блока Слове-нии и применяемый в технике плетения макраме.

 

post-5461-1342711256.jpg

 

Множество мелких узелков, из которых состоит вся фигура, становятся самостоя-тельными символами. Связанные подобным образом, когда не видно ни начало, ни конца этой фигуры, поэтому основная идея таких узлов в том, что они символизи-руют бесконечность процесса нашего мироздания.

 

post-5461-1342711262.jpg

 

Насколько сильно такие узлы « вплетаются » в нашу жизнь, можно судить вот по таким выпускам Китая. Согласитесь - зрелище завораживающееся и здесь каждый узел имеет свое значение.

 

post-5461-1342711269.jpg

 

***

 

Два слова о ловкости, которую проявляют умельцы при вязке узлов. Как утвержда-ет « Книга Гиннеса », по скорости вязки узлов чемпионом является американец - не-кий Клинтон Бэйли. В апреле 1977 года он за 8.1 секунды сумел правильно завя-зать шесть узлов - « шкотовый », « прямой », « баранью ногу », « выбленочный », « беседочный » и « штык с двумя колышками ». Если чемпионские лавры не будут давать вам покоя, то все вышеназванные узлы нами рассмотрены. Удачи!

 

Ошибка в редактировании. Картину " Переход Суворова через Альпы" написал Суриков

Изменено пользователем E. MIKELSON
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В нашей жизни умение вязать узлы нужное. Хотя бы для рыбалки! Ибо, как было отмечено выше - именно на узле теряются драгоценные "килограммы рыбы", которую вы тянете.

Вязанием поводков занимаюсь в зимние вечера... занятие сие муторное, монотонное и требует и навыков, и терпения, и неторопливости.

Эган, спасибо! Скопировал несколько рисунков с узлами... на всякий случай.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Эган,про узлы-здорово!

И я помню из занятий туризмом какие-то узлы.

Прямой, академический, булинь, брамшкотовый, ткацкий, стремя, встречный, восьмерка.

Знал раза в два больше. Но уже подзабыл. А ведь кое-какие вязал с закрытыми глазами.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Давно это было, Сережа. Тогда материала было малова-то на руках.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да,узлов там было поменьше.

Теперь надо б про узлы которые в рыболовстве применяют.

Крючки как привязывают.

В переметах ведь тоже крючки.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Эган, спасибо огромное! :hi:

Как всегда, очень много нового и интересного узнала.

Ваши рассказы дают много пищи для ума и массу положительных эмоций просто для души.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемый Эган!

 

Прочитал с восхищением, это не просто превосходно, это-же ещё и найти надо!!!! А тут-то тематических каталогов нет (насколько мне известно).

Но будет одна малюсенькая просьба:

Не пугайте так, пожалуйста!!

А то увидел название темы "Пора завязывать" и Ваше авторство. Такие нехорошие мысли появились...

 

С уважением.

Макс.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...