ais.hot Опубликовано 18 февраля, 2013 Поделиться Опубликовано 18 февраля, 2013 (изменено) Вот надыбал в книге: Соркин Е. Б. С65 Почта спешит к людям. М., «Знание», 1977. 128с. "С первых лет Советской власти внимание к авиации проявлял В.И. Ленин. По его предложению принимается постановление о развитии воздушного флота. В 1918 году были созданы Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ) и Коллегия воздушного флота, в 1923 году - Совет по гражданской авиации. В 1918 году открылась первая опытная воздушная линия Сарапул - Екатеринбург (Свердловск), а годом позже линия Москва - Петроград. На этих трассах использовались военные самолеты «Илья Муромец». Но только после окончания гражданской войны начались регулярные рейсы самолетов с почтой как внутри страны, так и за ее рубежи. Печать тех лет рассказывает, как постепенно развивалась авиапочта. Журнал «Вестник воздушного флота» № 1 - 2 за 1921 год писал в заметке «Воздушная почта»: «Харьков. 14 января. Штабом красного Воздушного флота организована воздушная почта по линии: Харьков - Киев - Екатеринослав - Севастополь. Первые самолеты отправились 13 января, приняв исключительно почту особо срочного и секретного порядка». Тот же журнал в № 8 - 9 за 1921 год сообщал: «Первого мая, в день всемирного праздника труда, состоялось открытие линии воздушных сообщений по маршруту Москва - Харьков. Цель линии - перевозка срочной правительственной почты и лиц, командируемых по особо важным делам... Обслуживать линию будет дивизион воздушных кораблей «Илья Муромец». Однако все это были специальные рейсы. Но вот газета «Известия» за 27 июля 1921 года напечатала заметку: «Воздушное сообщение Москва - Орел». В ней говорится: «Вчера открылось воздушное сообщение по линии Москва - Орел. Рейсы совершаются два раза в неделю: из Москвы по вторникам и субботам, из Орла - в среду и воскресенье. Предполагается перевозка срочной почты и пассажиров». В газете «Известия» за 4 августа 1921 года уже сообщалось о регулярных рейсах самолетов по этому маршруту, о количестве перевезенных грузов (в том числе и почты). Учреждениям, заинтересованным в срочной доставке почты и пассажиров, предлагалось подавать заявки. Так было положено начало авиационной почте Страны Советов. О том, что именно в 1921 году началась регулярная авиапочтовая связь, говорят опубликованные в «Бюллетене НКПиТ» № 19 - 20 за 1 июня 1921 года «Правила эксплуатации воздушной почты». Из этих правил следовало, что воздушная перевозка почты производится на почтовых или военных самолетах в специально приспособленных помещениях. Рейсы воздушной почты совершаются по определенным маршрутам, с залетом в попутные города, по расписанию. Почтово-телеграфные учреждения городов устанавливают регулярный обмен почт по строго рассчитанной весовой норме, в зависимости от грузоподъемности аэроплана. К пересылке по воздушной почте допускается исключительно письменная корреспонденция, служебная и частная... В 1922 году открылась первая международная воздушная линия Москва - Кенигсберг (затем была продлена до Берлина). Эту линию содержало русско-германское общество воздушных сообщений «Дерулюфт». С 1 июня 1923 года открылась воздушная линия Москва - Тифлис (через Харьков, Ростов-на-Дону, Новороссийск, Батуми). Наркомпочтель заключил с отделом воздушных сообщений германского общества «Юнкерсверке» договор, по которому общество обязывалось перевозить почту по 2 раза в неделю в каждом направлении. За почтовую кладь (весом до 30 килограммов) приходилось платить по 1 рублю золотом за 1 килограмм или по 50 копеек, в зависимости от участков авиалинии. В 1923 году было создано акционерное Российское общество добровольного воздушного флота («Добролет»). На вклады акционеров, среди которых не последнее место занимал Наркомпочтель, были приобретены в Германии самолеты типа «Юнкере». С июня 1923 года открылась первая регулярная авиалиния гражданского воздушного флота Москва - Нижний Новгород. Самолеты стали летать в Казань, Саратов, Владивосток, Хабаровск, Ташкент, Ашхабад. И всюду на крылатых машинах отправлялись почтовые грузы, что значительно ускорило доставку писем, почтовых карточек, бандеролей." Неплохо бы найти полный текст «Бюллетень НКПиТ» № 19 - 20 за 1 июня 1921 года «Правила эксплуатации воздушной почты». возможно там есть подсказки как идифицировать авиапочтовое оправление того времени. Изменено 18 февраля, 2013 пользователем ais.hot Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Copperfield Опубликовано 18 февраля, 2013 Поделиться Опубликовано 18 февраля, 2013 ... Я понимаю 4, четырехмесных юнкерса на всю страну, но вот смогли же в Нижний перевести 2 тонны срочных грузов и почты, а таких писем и нет. А проблема в чем, в нашей культуре, все в печку и нет 2 тонн. А буржуи все хранили)) Вон только в 2010 году продали архив Фердинанда Тормаера, царского учителя. Ну, только Фоккеров III было закуплено в 1922 10 шт (сов. стороной ДРЛ). Юнкерсов-13 больше - боюсь ошибиться, но машин 20-30 точно было. АНТ-9 - выпущено вроде 69 машин по одним данным, по другим - больше сотни. А ещё были Дорнье... А вот ПО куды делись . Лежат где-то, лежат... Надо искать... Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
sssss.ua Опубликовано 18 февраля, 2013 Поделиться Опубликовано 18 февраля, 2013 (изменено) В. Притула. "Штемпеля советской воздушной почты (1918-1924 гг.)". "Филателия СССР", 1971, № 4, и №7 имеется шикарная статейка, хотя я и не со всем согласен)) 12-14 июля состоялись перелеты экипажей В. Чкалова и М. Громова через Северный полюс по маршрутам Москва - Аляска - Канада и Москва - Сан-Джасинто. К сожалению, ни один из этих перелетов не был отмечен применением каких-либо специальных или памятных штемпелей. Правда, в зарубежной литературе встречаются указания о существовании конвертов писем, отмеченных обычными календарными штемпелями с датами начала названных перелетов и имеющих пометки об их следовании с ними. Однако эти данные нуждаются в очень серьезной проверке . это там инфа по поводу наличие почты на борту у Чкалова и Громова и я не уверен что надпечатку на Коккинаки делали в СССР, так как есть письмо Коккинаки-Рузвельт там этой надпечатки увы нет)) зато в статье есть даже Новгородские штемпеля о как)) Изменено 18 февраля, 2013 пользователем sssss.ua Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
sssss.ua Опубликовано 18 февраля, 2013 Поделиться Опубликовано 18 февраля, 2013 (изменено) Ну, только Фоккеров III было закуплено в 1922 10 шт (сов. стороной ДРЛ). все 10 фокеров отдали дералюфту в счет взноса, номера машин RR-1 по RR10 - Российская Республика добролету эти машины не дали.. а понял написали одно и тоже, я в вашем сокращении не разобрался) Изменено 18 февраля, 2013 пользователем sssss.ua Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
ais.hot Опубликовано 19 февраля, 2013 Поделиться Опубликовано 19 февраля, 2013 Предлагаю филателистам жителям городов где осуществлялись первые полеты дать инфу. Филателисты Н. Новгорода, Орла ау? Даю что есть у меня по Ростову на Дону. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Copperfield Опубликовано 19 февраля, 2013 Поделиться Опубликовано 19 февраля, 2013 Через Тверь, к сожалению, авиапочта не проходила. Но... Беда многих исследований по истории почты в том, что авторы не пользовались, или мало использовали архивы, в том числе и местные. Кроме того, многие из тех, кто изучал историю почты, не были историками по образования, соответственно, не обучены были работать с источниками и выискивать новые. Но это так, к слову. Посмотрел справочник по ГАТО (Государственный архив Тверской области) - есть фонды управления НКПиТ, с 1918 по 1925 гг. и далее, где хранятся циркуляры и многие прочие документы относительно состояния почтового дела не только в Тверской губ. и области. Не обещаю в ближайшем будущем, что пойду в ГАТО на почтовый предмет - оч. много всякой заботы другой, но до конца года что-нибудь найду. Правда, скорее всего, не про авиапочту. Предлагаю и другим участникам обсуждения порыться в архивах своих областных центров на предмет документов НКПиТ - это было б крайне интересно, и вместе можно было б приблизиться к истине. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
HaryK Опубликовано 21 февраля, 2013 Поделиться Опубликовано 21 февраля, 2013 Вот такой скан еще нашел у себя в архиве, может будет полезен. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
amr Опубликовано 21 февраля, 2013 Автор Поделиться Опубликовано 21 февраля, 2013 По поводу тарифов всем интересующимся! Нашел сайт "Филателия. Уральский центр частных коллекций" <noindex>http://urpcc.ru/</noindex> Там есть специальные подразделы по тарифам. Для примера скопировал одну ссылку 19.5.1923 С 1 же мая, в связи с открытием воздушной линии СССР?Германия, устанавливался дополнительный сбор за пересылку международного авиаписьма, равный 5 руб., а с 8 мая вводились международные тарифы на остальные виды корреспонденции: почтовая карточка ? 6 руб.; простое закрытое письмо ? 10 руб.; дополнительный сбор за заказ ? 10 руб. Для франкировки внутренней и международной корреспонденции необходимы были почтовые знаки более высоких достоинств, чем 1 и 2 руб., которые имелись в распоряжении почты, Ощущалась необходимость в новой стандартной серии. Таким изданием стал Второй стандартный выпуск марок РСФСР из пяти зубцовых знаков в 3, 4, 5, 10 и 20 руб. (N2№ 102?106). Первые четыре марки поступили в обращение 2 мая, последняя ? 15 августа 1923 г. Готовили, правда, к изданию еще две марки этого выпуска? в 1 и 2 руб. (№№ 100?101) и даже отпечатали тираж, но решили их не выпускать; тарифы могли вот-вот повыситься, да и в обращении марок таких же номиналов было достаточно. Не попала в почтовые окошечки и вся беззубцовая серия (№№ 93?99), ее заготовили слишком поздно ? когда марки РСФСР были уже отменены. Все эти невыпущенные марки были позднее переданы в филателистические магазины для продажи коллекционерам и только после этого описаны в литературе. К сожалению, в каталоге ГФК 1958 г, допущен серьезный просчет: маркам присвоены основные номера №№ 93?101, они указаны и чистыми и гашеными, в то время как знаки, не выпущенные в обращение, гашеными быть никак не могут и основными выпусками не считаются. Примерно в мае, после введения четырнадцатых тарифов, началась подготовка к выпуску крупноформатной серии «Первая сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка Союза ССР». Номиналы марок назначались в соответствии с майскими тарифами: 1, 2, 5 и 7 руб. (последние два ? для международных авиаписем). Как известно, эта серия является первой, выпущенной от имени СССР, и ею поэтому открывается раздел марок Советского Союза. Однако почтовое хождение серии осложнилось тем, что к моменту ее выпуска (август 1923 г.) еще не были установлены единые для всего СССР почтовые тарифы и знаки оплаты; в Закавказской Федерации и Дальневосточной республике по-прежнему еще действовали собственные тарифы и марки. Поэтому серия «Выставки» имела почтовое хождение лишь в тех же территориальных границах, что и предыдущие марки РСФСР. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
wales Опубликовано 21 февраля, 2013 Поделиться Опубликовано 21 февраля, 2013 Хотел там открыть "тарифы РСФСР"...чего то не получается.... Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
amr Опубликовано 21 февраля, 2013 Автор Поделиться Опубликовано 21 февраля, 2013 А вообще что-то на ДРЛ задержались, а ведь летом 1922 открыта регулярная внутр. линия Москва -Иваново - Н.Новгород - "Добролёт". Возили пассажиров и почту сначала на "Илье Муромце", с осени - на Юнкерсах. Кто-нибудь видел внутренние ПО, франкированные по тарифам авиапочты? По поводу внутренних отправлений нашёл в интернете: СССР 1930 Первый перелет Архангельск - Устьсысольск. Авиаписьмо из Устьсысольска, отправленное 07.02.1930 первым обратным рейсом общества "Добролет" в Архангельск. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
wales Опубликовано 21 февраля, 2013 Поделиться Опубликовано 21 февраля, 2013 amr, могу Ваш пост, касаемый стандарта 1923 года на авиапочтовых отправлениях проиллюстрировать вот такой почтовой карточкой. Оплачена по авиапочтовому тарифу для международных открытых простых писем от 20 августа 1923 г. на сумму 25 руб. Тариф составлял 24 руб. Похоже, просто в наличии не было марок номиналом 4 руб. этого стандарта. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
amr Опубликовано 21 февраля, 2013 Автор Поделиться Опубликовано 21 февраля, 2013 Хотел там открыть "тарифы РСФСР"...чего то не получается.... Тогда идём следующим путём: в yandex набираем "почтовые тарифы РСФСР" - далее ищем ссылку на сайте urpcc.ru (у меня она открывается первой) Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
wales Опубликовано 21 февраля, 2013 Поделиться Опубликовано 21 февраля, 2013 Тогда идём следующим путём: в yandex набираем "почтовые тарифы РСФСР" - далее ищем ссылку на сайте urpcc.ru (у меня она открывается первой) Ага...нашёл. Это тарифы, опубликованные в своё время В.Карлинским в "СК". У него есть неточности, а кое-где, и ошибки. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
amr Опубликовано 21 февраля, 2013 Автор Поделиться Опубликовано 21 февраля, 2013 Ага...нашёл. Это тарифы, опубликованные в своё время В.Карлинским в "СК". У него есть неточности, а кое-где, и ошибки. Точно! 20.8.1923 Падение курса бумажных денег к середине 1923 г. приняло особо острый характер. Почтовые тарифы приходилось корректировать все чаще и чаще, иногда они изменялись через 10?20 дней. Стабилизация рубля, установление твердой валюты было делом чрезвычайной государственной важности. 11 октября 1922 г. Советское правительство вынесло постановление о выпуске денег в золотом исчислении ? червонцев. Хождение в стране одновременно двух валют: твердой ? червонца и падающей ? бумажных дензнаков наложило свой отпечаток и на почтовые тарифы. С 20 августа 1923 г. Постановлением СНК СССР от 14 августа устанавливались новые тарифы в твердой золотой валюте (червонных копейках): почтовая карточка ? 4 коп.; простые закрытые письма: местное, в Москве и Петрограде (Ленинграде) ? 5 коп.; в других городах ? 4 коп.; иногороднее ? 6 коп.; дополнительный сбор за заказ ? 6 коп. 31.8.1923 Но так как все знаки почтовой оплаты РСФСР, курсировавшие в то время, имели номиналы в прежних денежных единицах, в дальнейшем при изменении тарифов сообщался коэффициент перевода червонных копеек в бумажные рубли. С 20 августа переводной коэффициент назначался 130 (восемнадцатые почтовые тарифы): почтовая карточка? 5 руб. (округленно); простые закрытые письма: местное, в Москве и Петрограде ? б руб. 50 коп.; в других городах ? 5 руб.; иногороднее ? 8 руб.; дополнительный сбор за заказ ? 8 руб. Новые международные тарифы устанавливались: почтовая карточка ? 9 руб.; простое закрытое письмо ? 15 руб.; дополнительный сбор за заказ ? 15 руб. А Вы по тарифам того времени на какой источник ориентируетесь? (уж больно разница большая) Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
wales Опубликовано 21 февраля, 2013 Поделиться Опубликовано 21 февраля, 2013 А Вы по тарифам того времени на какой источник ориентируетесь? (уж больно разница большая) По тарифам, опубликованным Александром Моисеевичем Эпштейном. За что ему огромное спасибо! Настольная книга.... Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
amr Опубликовано 21 февраля, 2013 Автор Поделиться Опубликовано 21 февраля, 2013 По тарифам, опубликованным Александром Моисеевичем Эпштейном. За что ему огромное спасибо! Настольная книга.... И Вам и ему спасибо тоже! Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
wales Опубликовано 21 февраля, 2013 Поделиться Опубликовано 21 февраля, 2013 ....... Готовили, правда, к изданию еще две марки этого выпуска? в 1 и 2 руб. (№№ 100?101) и даже отпечатали тираж, но решили их не выпускать; тарифы могли вот-вот повыситься, да и в обращении марок таких же номиналов было достаточно. Не попала в почтовые окошечки и вся беззубцовая серия (№№ 93?99), ее заготовили слишком поздно ? когда марки РСФСР были уже отменены. Все эти невыпущенные марки были позднее переданы в филателистические магазины для продажи коллекционерам и только после этого описаны в литературе. К сожалению, в каталоге ГФК 1958 г, допущен серьезный просчет: маркам присвоены основные номера №№ 93?101, они указаны и чистыми и гашеными, в то время как знаки, не выпущенные в обращение, гашеными быть никак не могут и основными выпусками не считаются. Вот здесь была тема. https://forum.philatelie.net/topic8117.html Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
amr Опубликовано 21 февраля, 2013 Автор Поделиться Опубликовано 21 февраля, 2013 Вот здесь была тема. https://forum.philatelie.net/topic8117.html Спасибо. Жалко, что нет комментариев. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Copperfield Опубликовано 10 марта, 2013 Поделиться Опубликовано 10 марта, 2013 Вернёмся к теме. Всё-таки вызывает недоумение отсутствие на рынке внутренних авипочтовых отправлений 1920-30-х гг. (о других пока не говорю). Мне кажется, одним из объяснений феномена может быть то, что мы их просто не выделяем из общей массы? На внутренние авиап/о могли не ставить спец штемпели, не делать наклеек, и т.п. Значит, надо смотреть на франкировку - соответствие тарифам на внутренние авиа, и на сроки прохождения почты. Клеить могли, и клеили, не авиамарки, кроме того. Надо смотреть все внутренние п/о сплошь. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
sssss.ua Опубликовано 10 марта, 2013 Поделиться Опубликовано 10 марта, 2013 Вернёмся к теме. Всё-таки вызывает недоумение отсутствие на рынке внутренних авипочтовых отправлений 1920-30-х гг. (о других пока не говорю). Мне кажется, одним из объяснений феномена может быть то, что мы их просто не выделяем из общей массы? На внутренние авиап/о могли не ставить спец штемпели, не делать наклеек, и т.п. Значит, надо смотреть на франкировку - соответствие тарифам на внутренние авиа, и на сроки прохождения почты. Клеить могли, и клеили, не авиамарки, кроме того. Надо смотреть все внутренние п/о сплошь. а вес? как привязать к тарифу вес? вот интересный вопрос. И второе у нас не Германия, это у немцев в штемпеле есть время с часовым интервалом, что очень удобно для определения прохождения почты по маршруту. А у нас максимум за что можно зацепится это за фирменные штемпеля сделанные для авиапочты, ну тут же сразу уткнемся в фил. оправления. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
amr Опубликовано 10 марта, 2013 Автор Поделиться Опубликовано 10 марта, 2013 Тему продолжим обязательно. Я заказал для себя журналы РУС (вот-вот должен получить), хочу почитать там статьи по авиапочте, побольше получить информации. В интернете нашёл вот это: История воздушной почты СССР началась в сентябре 1928 года, когда состоялся первый рейс самолета авиационного общества "Добролет" по почтовой линии "Москва - Иркутск - Москва". К этому полету был изготовлен специальный штемпель, которым гасилась корреспонденция, отправляемая из почтовых отделений Москвы, Новосибирска, Омска и Иркутска. Интересно бы было посмотреть отправления с этим штемпелем, может у кого есть - просьба выложить. Правда не очень понятно, как им могла гаситься корреспонденция, отправляемая из почтовых отделений Новосибирска и Омска, (или были другие штемпеля или автор статьи неправ), кто знает - подскажите, пожалуйста. Пытаюсь найти «Бюллетень НКПиТ» № 19 - 20 за 1 июня 1921 года «Правила эксплуатации воздушной почты» ( про который упоминал ais.hot) ничего не получается. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Copperfield Опубликовано 10 марта, 2013 Поделиться Опубликовано 10 марта, 2013 Ну, скажем, если письмо из Ташкента в Москву отправлено 22.08., а пришло в столицу 24.08., то, думаю, можно быть уверенным, что доставлено авиапочтой (сразу говорю, что даты, конечно, приведены "фонарные", надо смотреть сами отправления, и вычислять). Часть таких отправлений останется невыявленными, без сомнения. Кроме того, есть п/о, где сохранился не только конверт, но и его содержимое, значит, и вес можно установить. Ещё есть ПК, и тут уж вес никакой роли не играет. И под рукой хорошо б иметь расписание поездов, и нормы по срокам доставки. Словом, надо искать. Хотелось бы сказать, что цели поставлены и задачи определены, так за работу, товарищи!, но, полагаю, придут сейчас филзубры, и меня откорректируют напрочь. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
libertim Опубликовано 10 марта, 2013 Поделиться Опубликовано 10 марта, 2013 Кроме того, есть п/о, где сохранился не только конверт, но и его содержимое, значит, и вес можно установить. 1:10 000 , я думаю , по этому периоду .. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Copperfield Опубликовано 10 марта, 2013 Поделиться Опубликовано 10 марта, 2013 Хоть что-то. Но, думаю, от 1930-х соотношение поомтимистичнее. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Copperfield Опубликовано 10 марта, 2013 Поделиться Опубликовано 10 марта, 2013 Тему продолжим обязательно. Я заказал для себя журналы РУС (вот-вот должен получить), хочу почитать там статьи по авиапочте, побольше получить информации. В интернете нашёл вот это: История воздушной почты СССР началась в сентябре 1928 года, когда состоялся первый рейс самолета авиационного общества "Добролет" по почтовой линии "Москва - Иркутск - Москва". К этому полету был изготовлен специальный штемпель, которым гасилась корреспонденция, отправляемая из почтовых отделений Москвы, Новосибирска, Омска и Иркутска. Интересно бы было посмотреть отправления с этим штемпелем, может у кого есть - просьба выложить. Правда не очень понятно, как им могла гаситься корреспонденция, отправляемая из почтовых отделений Новосибирска и Омска, (или были другие штемпеля или автор статьи неправ), кто знает - подскажите, пожалуйста. Пытаюсь найти «Бюллетень НКПиТ» № 19 - 20 за 1 июня 1921 года «Правила эксплуатации воздушной почты» ( про который упоминал ais.hot) ничего не получается. 1. Автор не прав, однако. 2. Пытался найти - тоже пока не получается. Должен быть в Ленинке, в смысле РГБ. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Рекомендуемые сообщения
Присоединяйтесь к обсуждению
Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.